Осторожно, двери открываются. Газета Хроника №31(68) от 26 августа 2005

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Осторожно, двери открываются. Газета Хроника №31(68) от 26 августа 2005

Сообщение Константин Филиппов »

Выкладываю по просьбе Enigm'ы

Сосканировать не смог. Это то что было у них на сайте.

http://chronika.spb.ru/archive/68/5.php

Осторожно, двери открываются

Метро в северной столице было открыто на 20 лет позже, чем в Москве: пассажиров — по пригласительным билетам — запустили в подземные дворцы только в ноябре 1955 года. Планировалось, что уже к концу 1980-х метрополитен им. В.И. Ленина сможет удовлетворить потребности растущего города. В конце 1990-х выяснилось, что Петербургский метрополитен отстаёт от потребностей города на 10–15 лет. Нужно срочно строить новые линии, новые станции и новые выходы со старых станций. Власти города обещают светлое будущее всего через поколение — к 2030 году.


подробнее...
Прожекты

«Нужен ли в России метрополитен или нет?» — с таким заголовком вышла 26 февраля 1903 года газета «Петербургский листок». В заметке сообщалось: «В особом Совете под председательством господина министра внутренних дел В.К. фон Плеве рассматривалось дело о предложении американского гражданина Мери Вернера и русского инженера П.И. Балинского устроить в Петербурге и Москве метрополитен. Кроме господ министров на собрание были приглашены петербургский город­ской голова П.И. Лелянов и московский — князь Голицын. Оба они восстали против метрополитена, но с разных точек зрения. Московская Дума решила и приступила к исполнению создания городской сети электрических трамваев, причём на окружную дорогу заключен заём, и она готовится. Иными словами, Москва делает метрополитен за собственный счёт. В ином положении Петербург, где остаётся первобытная конка. Петербургский городской голова Лелянов представил вчера особому совету доклад, доказывающий, что Петербургу метрополитен не нужен и вообще преждевременен. А если бы правительство признало его сооружение своевременным, то исполнение проекта не должно быть поручено иностранной компании или частному лицу. Городское же управление может найти достаточно капиталов на устройство метрополитена. Этими пожеланиями и соображениями ограничилось первое заседание. Так что вопрос о сооружении в Петербурге метрополитена остаётся открытым».



Но к 1910 году количество проектов метрополитена в северной столице перевалило за два десятка. Серьёзные инженеры и прожектёры были озабочены тем, что на улицах города растёт интенсивность движения. Например, в 1905 году в Петербурге насчитывалось более 26000 ломовых извозчиков, около 15000 легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, около 200 омнибусов и автомобилей. А в 1907 году пошёл трамвай и уже ездило около 10 автобусов.



По мнению историков, осуществить первые проекты по строительству метро в Петербурге помешали, во‑первых, сильное «трамвайное лобби» в городской Думе, а, во‑вторых, глобальные катаклизмы, череда которых началась с поражения в Русско-японской войне 1905 года, а закончилась Октябрьской революцией.



После того, как Владимир Ленин с правительством переехал в Москву, разработка метрополитена также переместилась в столицу. В 1935 году в Москве были открыты первые станции.



Первая линия

Решение о строительстве метрополитена в городе на Неве было принято в конце 1930‑х годов. Подготовительные работы к проходу тоннелей начались в 1941 году, но приступить к строительным работам удалось лишь после окончания войны.



Первая трасса длиной 10,8 км была торжественно открыта 15 ноября 1955 года. На ней было восемь станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкин­ская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово». Линия соединила четыре вокзала — Московский, Витебский, Балтийский, Варшавский, — и стала мощной транспорт­ной артерией в индустриальный район. Одновременно промышленные гиганты вдоль проспекта Стачек получили дополнительные бомбоубежища.



Вестибюли и станции первой очереди метрополитена были оформлены в характерном для тех лет помпезно-монументальном стиле. На отделку пошло около 22 тыс. кв. м мрамора, 10 тыс. кв. м гранита. Для освещения было использовано 700 светильников, торшеров, бра и люстр, изготовленных из бронзы, хрусталя и художественного стекла. Отсюда пошла традиция, которая так удивляет иностранных гостей: строить станции метро как подземные дворцы.



Архитекторы, проектировавшие первую линию ленинградского метро, были поставлены в жёсткие рамки идеологии: перед ними стояла задача отразить «величие сталинской эпохи и сталинскую заботу о человеке». В проектах чуть ли не каждой из восьми первых станций присутствовал образ Сталина — где в скульптуре, где в мозаичных полотнах, где в начертанных высказываниях. После XX съезда образ Сталина принялись изымать из проектов станций метро. Например, на «Нарвской» пришлось закрыть фанерными щитами «под мрамор» мозаичное панно с изображением Сталина. Потом на этом месте построили капитальную перегородку, за которой оборудовали служебные помещения.



Сегодня в петербургском метро можно увидеть только одно изображение Сталина — на «Площади Восстания». На одном из революционных барельефов в подземном вестибюле с трибуны Смольного выступает Владимир Ленин, а среди соратников за его спиной виднеется профиль вождя народов.



Остановка

К середине 1958 года 1‑я линия дошла до Финляндского вокзала — станция «Площадь Ленина». К концу 1960‑х были построены и открыты только первые станции 2‑й линии — от «Петроградской» до «Московской».



В 1970‑х, когда Ленинградский обком возглавил Григорий Романов, метро строили интенсивно и бурно. В конце 1970‑х метро пришло даже в Ленинградскую область: 29 декабря 1978 года была открыта станция «Девяткино», которая стала, во-первых, единственной станцией метро в Ленобласти, во-вторых, единственной станцией, которая имеет общую платформу с железной дорогой, и, в-третьих, самой северной станцией метро в мире .



Правда, на этот же период приходятся две крупные аварии на строительстве метро: сначала затопило тоннели на подходе к «Приморской», а потом между «Лесной» и «Площадью Мужества» строители наткнулись на подземную реку.



В 1980‑х, после того, как Романов перешёл на работу в ЦК КПСС, темпы снизились. К 1988 году были открыты станции «Озерки» и «Проспект Просвещения». В конце 1991 года — буквально через несколько дней после создания СНГ — в Петербурге была открыта «Садовая». Следующая станция в городе была открыта только через шесть лет.



Предвыборные проекты

На выборах 1996 года Владимир Яковлев успешно разыграл карту метро. Во-первых, он обещал восстановить движение между «Лесной» и «Площадью Мужества», прерванное осенью 1995‑го. Во-вторых, давал слово, что при нём строительство метро будет продолжено. В штабе Анатолия Собчака включить такие масштабные обещания в предвыборную программу не рискнули.



Владимир Яковлев сосредоточился на 4‑й — Правобережной — линии метро. В 1997 году были открыты «Спортивная» и «Чкаловская», два года спустя — «Крестовский остров» и «Старая Деревня». Ввести в строй эту станцию спешили: под наплывом пассажиров с Гражданки (из «ГДР» — Гражданки Дальше Ручья — и «ФРГ» — Фешенебельного Района Гражданки) задыхались «Проспект Просвещения» и «Пионерская»: в рабочие дни через эти станции проходило до 100–120 тысяч пассажиров.



С Размывом же у команды первого губернатора получилось не очень: сначала долго искали подрядчика. Потом были мучительные переговоры с компанией Impregila. Перед выборами 2000 года федеральный центр вообще остановил выделение средств на ликвидацию Размыва. Это было частью давления на Яковлева.



Честь открыть движение на разорванном участке досталась Валентине Матвиенко: 26 июня 2004 года она прокатила Владимира Путина от «Лесной» до «Площади Мужества». Эту историческую поездку губернатор использовала, чтобы добиться от федерального центра дополнительных средств на петербургское метро.



Но в начале августа 2005 года начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин заявил, что объём финансирования метро в ближайшие годы не увеличится. По его словам, ожидаемые поступления в бюджет метрополитена на 2006 год останутся на уровне этого года, что составит 3,7 млрд руб. (3 млрд руб. из городского бюджета, 700 млн — из федерального). Из них 2,2 млрд руб. направлено на строительство новых станций метро. «До 2009 года ситуация с финансированием кардинально не изменится, — прогнозирует начальник ГУП. — Но метрополитену необходимо ремонтировать станции и менять оборудование, для этого нужны большие суммы».



Частично свои финансовые проблемы Петербургский метрополитен может решить, если власти города выделят предприятию землю вокруг станций метро. Например, Владимир Гарюгин несколько раз выносил на рассмотрение администрации города проект строительства бизнес-центра над станцией «Василеостровская». Доход от аренды предлагалось направить на текущие нужды предприятия. Метрополитен вообще считает, что над станциями надо возводить здания. Администрация города планы утвердить не спешит: если Петербургскому метрополитену разрешат такое строительство, то он превратится в одного из крупнейших в городе собственников коммерче­ской недвижимости.



По прогнозам чиновников администрации города, если темпы развития метро сохранятся, то отставание метрополитена от нужд Петербурга удастся нагнать лишь только к 2030 году.

По материалам: ometro.net, metrowalks.ru, metro-spb.nwd.ru, podzemka.spb.ru, omch.dem.ru, kommet.info, metro.spb.ru



Знаете ли Вы, что...

…в Питере 58 станций, из них 52 — глубокого заложения, 3 — мелкого заложения и 3 станции наземного типа, 6 пересадочных узлов, 65 вестибюлей, общая протяженность линий — 98,6 км (с тупиками — 103 км)

…в парке метрополитена находятся 1358 вагонов, из которых около 30% нуждаются в замене

…по планам до 2015 года должна быть построена 21 станция метрополитена

…по разным оценкам развитие метрополитена отстаёт от потребностей города на 15–20 лет

…средняя скорость движения поездов метрополитена в Питере — 35–40 км/час

…общее количество эскалаторов — 211 шт., наибольшая длина эскалатора — 101 м («Площадь Ленина»)

…туалеты в метро устанавливают, если время в пути 60 минут, а самая длинная поездка в метро — 43–45 минут

…протяжённость Кировско-Выборгской (1‑й) линии — 27,5 км, Московско-Петроград­ской (2‑й) — 27,9 км, Невско-Василеостровской линии (3‑й) — 22,6 км, Правобережной (4‑й) — 20,9 км

…15 ноября 1955 года в 13 часов 8 минут началось регулярное движение в Ленинград­ском метро

…при открытии метро в 1955 году составы были короче нынешних и состояли всего из четырёх вагонов

…cредняя дальность поездки одного пассажира составляет 10,6 км

…в вестибюлях станций питерского метро установлено 616 турникетов

…станция «Девяткино» лежит за пределами города, это единственная станция метро в Ленобласти (пос. Мурино)

…хотя у линий и есть официальная нумерация, многие пассажиры называют линии по их цветам на схеме

…в вагонах трёх линий нашего метро Вы слышите голос известного телеведущего Михаила Быкова

…только в Питере за фотографирование в метро вам грозит штраф в 20 МРОТ

…станцию «Улица Дыбенко» хотели назвать «Весёлым посёлком»

…депо метрополитена по железнодорожной традиции называются Тяговыми Частями (ТЧ)

…на двух станциях — «Чёрная речка» и «Пушкинская» — находятся памятники А. С. Пушкину

…эмблема "(\/)" состоит из элементов "\" и "/" — «эскалаторов», элементов "(" и ")" — «сводов тоннеля»

…на пересадочном узле «Пл. Александра Невского» есть панно с изображением пяти всадников и четырёх коней

…только две станции, «Рыбацкое» и «Девяткино», находятся за чертой КАД

…мировой рекорд скорости проходки — 1250 метров тоннеля в месяц — поставлен серийным щитом КТ-1–5,6 на участке строительства перегонного тоннеля в Ленинграде на участке от «Пионерской» до «Удельной» в 1981 году

podzemka.spb.ru
ab AVTOVO
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»