Зашифрованная карта. СПб Дневник

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
Urban
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 11:27
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: Санкт-Петербург, МПЛ
Контактная информация:

Зашифрованная карта. СПб Дневник

Сообщение Urban »

Зашифрованная карта: что скрывает схема петербургского метро
13 МАЯ 2018
Картинка
Автор: схема 1955 года с сайта podzemka.spb.ru

Для петербургского метро 2018 год станет очень необычным. До конца года в городе откроется сразу пять новых станций, а схема, размещенная в вагонах шесть лет назад, поменяется как минимум два раза. «ПД» внимательно изучил ее предшественниц разных лет и выяснил, что в этой карте, известной каждому пассажиру, нет ничего случайного, свое значение имеет каждый символ.

Этот год в метро богат на события. Уже в мае в Петербурге должны открыться две новые станции: сначала «Новокрестовская», потом «Беговая». Примерно в то же время комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выберет компанию, которой предстоит создать предпроект станции метро «Кудрово». В конце года первых пассажиров должен принять новый участок Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары».

В подземке уже начали обозначать новые станции Невско-Василеостровской линии, за несколько дней до их открытия схемы в вагонах и на станциях поменяют окончательно. Уже есть два варианта – с обозначением всех маршрутов чемпионата мира по футболу и без них. К концу года должен появиться и третий, с фиолетовой линией, уходящей в Шушары.

Картинка
Автор: схема 1979 года с сайта podzemka.spb.ru

Новая и самая актуальная

В последний раз схемы в метро меняли в 2012 году, после открытия «Международной» и «Бухарестской». За несколько лет они в некотором смысле потеряли актуальность. На них не были обозначены вовсю строящиеся «Новокрестовская», «Беговая» и «Горный институт», зато пассажиры могли увидеть, как в далеком будущем пройдет Красносельско-Калининская линия.
Новая схема будет самой актуальной. Кроме всех перспективных направлений на ней обозначат второй вестибюль станции «Спортивная» на набережной Макарова.

«Его, конечно, надо было показать. На Васильевском острове всего одна станция метро («Приморская» расположена на острове Декабристов – Ред.). Ушло какое-то время на то, чтобы пассажиры приняли этот выход и стали регулярно им пользоваться. Его важно и нужно показать и гостям города. Возможно, стоило бы напомнить и о других станциях с двумя выходами на поверхность – «Площадь Ленина» или «Московская», - пояснил инженер, исследователь, автор тематических лекций и экскурсий по метрополитену Дмитрий Графов.

Картинка
Автор: схема 1986 года с сайта podzemka.spb.ru

Богатая коллекция

Больше чем за 20 лет историк петербургского метро Михаил Крайнов собрал огромную коллекцию схем разных лет – около 600 экземпляров, на которых запечатлены самые разные взгляды на подземку и подходы к созданию схем. Около 400 выложены на сайте его проекта «Подземка Петербурга», где собраны исторические, современные и совершенно необычные схемы метрополитена.

Коллекционер рассказал, что начал собирать экземпляры во второй половине 1990-х годов, но началось все не со схем, а с несбывшихся планов по строительству в Ленинграде. Так интерес плавно перетек к схемам разных лет, с помощью которых можно было выяснить, какие станции планировали, но так и не построили, как называли и переименовывали те, что были, как в перспективе хотели развивать подземку, и как с точки зрения дизайна рисовали линии.

«Очень интересно, как это делали в 1920-30 годах, когда никаких канонов еще не было. Графически мне больше всех нравятся схемы из 1970-х с ровными, плотными линиями и минимализмом», - отметил Михаил Крайнов.

Картинка
Автор: схема 1970 года с сайта podzemka.spb.ru

Холодная война и шпионы

Переплетение линий, кружочки станций – каждый человек, спускаясь в метро, видит эту карту, но вряд ли задумывается о ее символике, а ведь в ней нет ничего случайного. Облик, приближенный к привычному для нас, карта подземки обрела только в 1999 году, когда на ней обозначили Неву, ее притоки и острова, из которых состоит Петербург. А до того времени ни ленинградцам-петербуржцам, ни гостям города не полагалось знать в подробностях, где именно располагались станции метро. Звучит очень странно, но это так.

«На картах города отмечались павильоны метрополитена, но никакие линии между ними не проводились. Более того, из соображений секретности долгое время даже улицы и проспекты были показаны схематически на планах города, чтобы нельзя было дать географическую привязку к местности того или иного предприятия. Найти хорошую карту города было практически невозможно, если только она не военная. В советское время схема метро также носила условный характер», - рассказал Дмитрий Графов.

Действительно, во всех своих советских вариациях схема подземки давала пассажиру очень мало информации. Кроме действующих и строящихся станций на ней были обозначены только вокзалы, в отдельных случаях – железнодорожные платформы. И никаких географических особенностей Ленинграда.

«С 1999 года, после открытия станции «Старая деревня», стала внедряться новая схема. Метрополитен до сих пор сохраняет эту стилистику - линии с плавными изгибами и станции в виде градиентных шариков. Со временем менялись очертания линий, способы отображения станций – это могли быть засечки, кружки или просто пробелы. Вариантов было много. Что касается детального отображения линий и станций на схемах, то необходимо отметить - ряд ключевых характеристик метрополитена были и остаются по сей день закрытой информацией. В числе неё, например, точная трасса тоннелей. Да и к тому же реальное очертание перегонов попросту запутало бы пассажиров - из-за особенностей грунта и городской застройки подземные выработки зачастую имеют огромное количество поворотов, что может напоминать извивающееся тело пресмыкающегося», - отметил исследователь метро.


Картинка
Автор: 1999 год с сайта podzemka.spb.ru

Разноцветные буквы «М»

Еще одна загадка схемы – цвет каждой линии. Почему, например, Кировско-Выборгская нарисована красным, Московско-Петроградская – синим, а Невско-Василеостровская – зеленым?

«В государстве, где все было стандартизировано и поставлено в рамки планирования не могло быть ничего случайного», - ответил на вопрос Дмитрий Графов.

В случае с выборов цветов логика предельно простая. Первые линии во всех городах всегда красные, в честь первого в СССР московского метро и его красной буквы «М». Вторые всегда обозначаются синим, такого цвета логотип у петербургского метро. А третьи - зелёным, как в киевском.
«Эта цветовая дифференциация была единой для всех метрополитенов СССР. Но потом столица нарушила порядок, когда там начали строить кольцевую линию ее окрасили в коричневый цвет. Тогда не думали о том, что какое-либо другое метро дорастет до масштабов московского (и были правы – Ред.), поэтому о цветах больше не беспокоились», - пояснил Дмитрий Графов.

Действительно, выбор оранжевого цвета для Лахтинско-Правобережной линии выпадает из этой системы, фиолетовый для Фрунзенского радиуса тоже считается произвольным. Но в этом случае исследователи вспоминают бакинский метрополитен, открытый в СССР пятым по счету. Там, по словам Дмитрия Графова, преобладает именно фиолетовый.

Но, не исключено, что это просто совпадение. Впрочем, есть варианты. В коллекции Михаила Крайнова есть схема ленинградского метро, которая не вписывается ни в какие каноны. Линии более плавные, а цвета совершенно произвольные: сиреневый, коричневый и желтый.

Новые-старые названия

По схемам разных лет можно легко проследить, как менялся петербургский метрополитен, как появлялись новые станции, и какие названия они носили. Например, в 1986 году всем известная «Улица Дыбенко» должна была носить имя «Красных комиссаров», сегодняшняя станция «Девяткино» успела побыть «Комсомольской», «Сенная» - «Площадью Мира», а «Новочеркасская» - «Красногвардейской».

Другая сторона той же медали – названия, которые остались только на бумаге. Например, на схеме 1979 года есть станция «Богатырский проспект», она так и не появилась. Зато построили «Пионерскую» и «Комендантский проспект».

«Люди привыкли пользоваться 67 станциями, в конце года их будет 72. Схемы позволяют окунуться в историю и увидеть, что метрополитен, который мы сегодня считаем самым удобным городским транспортом, был когда-то чуть менее удобным, и рос, как человек, например, схема 1970-х годов напоминает человечка, стоящего на двух ногах», - отметил Дмитрий Графов.

Еще один аспект – будущее метрополитена, каким его видели несколько десятилетий назад. Скрывая настоящее, Ленинград не прятал перспектив, здесь секреты были ни к чему, тем более, обозначение будущих станций носило весьма условный характер.

«Это как элемент государственного планирования, политический и стратегический вопрос. Обозначение перспектив дает понимание, что государство и город не остановилось в развитии метро. Человек пользуется, видит, что это удобно, а благодаря пунктирам понимает, что рано или поздно подземка придет и в его район. Это элемент, который популяризирует тему метростроения», - рассказал Дмитрий Графов.

Самая невезучая станция

Совсем недавно о «Кудрово» снова вспомнили, но на новых схемах участок, ведущий от станции «Улица Дыбенко» в Ленинградскую область, пунктиром не указан. А на схемах 1980-х годов он был. Правда, станция тогда называлась «Народной».

«Это самая несчастная станция из всего списка, она очень давно фигурирует на схемах, под землей построен даже кусок тоннеля. Под большим вопросом оставалось место размещения вестибюля, многие до сих пор убеждены в том, что в советское время его хотели построить на пересечении Народной улицы и проспекта Большевиков, но он там никогда не планировался. Вестибюль должен появиться на Мурманском шоссе. Его там планировали в 1988 году, когда закладывали шахту, и сейчас место то же», - пояснил Дмитрий Графов.

По его словам, «Народную» должны были построить в чистом поле, в те годы ни о каком ТЦ «МЕГА-Дыбенко» речи не шло, вокруг нее должны были вырасти дома.

«По такому принципу построили «Рыбацкое», это самый грамотный путь. Сначала метро, потом – жилье. Вокруг «Народной» должен был появиться обычный спальный район с широкими улицами, проспектами и даже трамвайной линией. Нынешние дома в Кудрово построены не в тех границах», - отметил эксперт.

На сегодняшний день открытие станции метро «Кудрово» планируется в 2025 году.

https://spbdnevnik.ru/news/2018-05-13/z ... kogo-metro

еще вариант тут: https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/archi ... b27cb1.pdf страницы 8-9
Вложения
__large_cf0c3145-df40-4817-8070-30237d507cb3.jpg.jpg
__large_435e15b6-9122-4914-9926-e959791ed235.jpg.jpg
__large_0b27f623-00d9-4311-bdf6-1219b8b482f5.jpg.jpg
__large_0b27f623-00d9-4311-bdf6-1219b8b482f5.jpg.jpg (48.28 КБ) 1098 просмотров
__large_277268bf-02d3-40d6-9c0a-aba492c7fd7c.jpg.jpg
__large_d8770038-6196-4c12-8a8d-0d3d47787676.gif.jpg
А город подумал- Ученья идут...
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»