Тонкая красная линия метро

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
zet
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 21 окт 2006, 21:23
last_fm: vovka307
Станция метро: Комендантский Проспект
Откуда: Санкт-Петербург

Тонкая красная линия метро

Сообщение zet »

Петербургские власти подготовили обновленную схему развития метрополитена. По сравнению с предыдущей версией документа от 2017 года в Смольном решили сдвинуть горизонты планирования еще на «пятилетку», до 2030 года (ранее – до 2025 года). Впрочем, существует в схеме и туманная формулировка «после 2030 года», а конкретный срок реализации большинства заявленных масштабных планов вообще никак не обозначен.

С давними мечтами о кольце

Одна из главных новаций в новых визионерских планах Смольного – кольцевая линия. О строительстве кольца в петербургском метрополитене задумывались еще власти Ленинграда с середины 50-х годов прошлого века. В 80-е годы такие планы не раз поднимались и корректировались. Уже тогда существовало около десятка вариантов трассировки линии.

В 1997 году в Петербурге открылась двухуровневая станция метро «Спортивная», которая и должна была стать частью кольца. Но затем Смольный взял долгую паузу в этом вопросе. Еще через семь лет власти Петербурга заявили, что первый участок кольца от «Спортивной-2» до «Выборгской-2» может быть сдан к 2015 году. Но в 2007 году на Россию обрушился экономический кризис, и городскому бюджету стало не до нового метро.

В постановлении Смольного от 2011 года № 836 кольцевая линия признавалась главным приоритетом в развитии метрополитена на будущее. Но чиновники на деле ограничились лишь резервированием наделов под вестибюли, а планы по появлению кольца сдвинулись уже на 10 лет – к 2025 году. К первой половине 2014 года Петербург давно оправился от последствий кризиса, и в Смольном снова заговорили о создании кольцевой линии за рекордные по тем временам 320 млрд рублей. Для нее предполагалась следующая трассировка: «Василеостровская-2» – «Спортивная-2» – «Петроградская-2» – «Лесная-2» – «Ладожская-2» – «Елизаровская-2» – «Международная-2» – «Парк Победы-2» – «Нарвская-2».

Но спустя полгода российскую экономику снова затрясло, и планы опять легли под сукно. Казалось бы – и время не то, и денег времен Валентины Матвиенко в городе больше нет, но о возращении к перспективам строительства Большого кольца в Петербурге губернатор Георгий ПОЛТАВЧЕНКО неожиданно заявил в конце февраля этого года. Градоначальник уверенно назвал как конкретную сумму в 300 млрд рублей (на 20 млрд меньше, чем в 2014-м. – Прим. ред.), так и точные сроки завершения предпроектных работ по двум участкам от «Большого проспекта-2» до «Лесной-2» и от «Лесной-2» до «Ладожской-2». Это дало повод надеяться, что в этот раз планы правительства вполне реальны. В начале апреля возможность завершения строительства всей кольцевой к 2030 году подтвердил и вице-губернатор Игорь АЛБИН.

Однако в обновленной схеме метро, опубликованной несколькими неделями позже, выяснилось, что к периоду 2028–2030 годов предусмотрено лишь возведение полукольца от станции «Большой проспект-2» до «Лесной-2». Вся остальная часть линии отнесена на период… после 2030 года.

По словам эксперта межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимира ВАЛДИНА, кольцевая линия давно нужна Петербургу. Однако есть большие сомнения в том, что город способен найти на нее деньги, особенно после чемпионата мира по футболу 2018 года, когда федеральный центр о Северной столице может успешно позабыть на долгие годы.

«Кроме того, надо понимать, что кольцевую за 300 млрд рублей невозможно построить. На эти деньги реально возвести только несколько станций метро в центральной зоне и в лучшем случае депо, а не то, о чем нам рапортуют чиновники. Плюс необходимо учитывать огромные затраты на работы в историческом центре с его памятниками», – подчеркивает Владимир Валдин.

Есть и еще одна версия, которой неофициально поделился с «СГХ» высокопоставленный чиновник в транспортном блоке. По его словам, идея с кольцом родилась следующим образом: в КРТИ зашло руководство комитета по экономической политике (на тот момент – Елена УЛЬЯНОВА) и попросило отрисовать в планах развития подземки кольцо «как в столице». В КРТИ не стали упираться.

Газпрому предложили подождать

Не раньше чем через 12 лет, согласно обновленной схеме, появится и станция метро «Лахта» для нужд знакового для Петербурга проекта штаб-квартиры Газпрома МФК «Лахта-центр» в Приморском районе.

Напомним, что в небоскреб, уже доросший в январе этого года до проектных 462 м, должны переехать все ключевые структуры газового монополиста и, соответственно, персонал. Ожидается, что переезд начнется уже в 2019 году.

Пока что монополисту Смольный предлагает лишь перспективную новую железнодорожную ветку на Белоостров. Чиновники уже обратились с соответствующей идеей к РЖД. Также в данном направлении обсуждается возможность запуска скоростного трамвая для решения проблем с напряженным трафиком на перегруженном Приморском шоссе, которое расширять уже больше никуда. Впрочем, конкретных сроков по обоим проектам пока тоже нет.

Решить проблемы транспортной доступности комплекса в 2016 году предлагалось за счет идеи строительства в Лахте первой частной станции метро. Исполнительный директор МФК «Лахта Центр» Александр БОБКОВ даже упоминал тогда о встрече с некими заинтересованными китайскими компаниями. Но дальше разговоров дело так и не пошло.

Как считает руководитель отдела аналитики строящейся недвижимости ГК «Бюллетень Недвижимости» Ольга РОМАНОВА, отсутствие метро в Лахте не представляется пока катастрофичным с учетом планов по вводу станции «Беговая» в этом году. «Гораздо важнее здесь сосредоточить усилия по созданию дорожно-транспортной сети и парковочных мест», – отмечает она. От станции метро «Беговая» до «Лахта-центра» можно будет дойти пешком за 20 минут. А с парковкой в районе ситуация складывается крайне напряженно, что уже показали матчи на «Санкт-Петербург Арене», когда в дни их проведения сражения местных жителей и гостей района идут за каждое машино-место. Летом же перед выходными и в первые дни рабочей недели улица Савушкина стоит в мертвых пробках.

По действующим контрактам «Метрострою» до 2022 года еще необходимо освоить порядка 70 млрд рублей

В поисках инвесторов

К идее частного метро, но уже на юге города чиновники Смольного неожиданно вернулись в марте этого года на MIPIM-2018. Тогда заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Иван КАРГИН не исключил привлечения инвесторов к строительству станции для аэропорта Пулково Кировско-Выборгской линии. Примечательно, что в предыдущей версии схемы развития метрополитена этой станции вообще не оказалось. Теперь ее вернули и готовы построить к 2028 году.

Впрочем, отрезок намечен только пунктиром. Дело в том, что городские власти все никак не могут определиться: эффективнее здесь подземка или Аэроэкспресс. Еще в марте к строительству скоростной сети железнодорожной ветки власти Петербурга обещали приступить до конца 2018-го и завершить проект к 2025 году. А в апреле объявить конкурс. Однако во второй половине апреля стало известно, что таким планам не суждено воплотиться в жизнь. Теперь конкурсные процедуры хотят объявить не раньше второй половины года.

Впрочем, и к Аэроэкспрессу, и к новому метро глава строительного блока Смольного Игорь Албин рассчитывает привлечь на условиях концессии турецкого подрядчика ICA ASTALDI, уже работавшего в городе с новым терминалом в Пулково и ЗСД.

В отношении подземки компании предлагается подумать над новыми станциями Красносельско-Калининской линии. Ее участок на юго-западе предполагается дотянуть до «Сосновой Поляны» с промежуточной остановкой «Петергофское шоссе» (микрорайон «Балтийская жемчужина») в срок до 2028 года.

При этом в марте стало известно, что Смольный срезал финансирование Красносельско-Калининской ветки на 2018 год на 4,1 млрд из 7 млрд предусмотренных ранее. Как пояснил потом градоначальник, деньги в городской адресной программе изначально рассматривались как «резервные» и они могут быть переброшены на другие более «горящие» объекты – Фрунзенский радиус.


В «Метрострое» о частном метро не беспокоятся

Привлечением частных инвесторов чиновники, видимо, рассчитывают убить двух зайцев сразу: найти дополнительное финансирование и создать конкурента «Метрострою», пока что неизменно выигрывающему большинство конкурсов на новое метро. В статусе монополиста метростроители способны диктовать Смольному свои правила игры.

Как пояснили в «Метрострое», так исторически сложилось, что компанию основали в 1941 году специально для строительства метро в Ленинграде и это единственная городская организация, реально способная в настоящее время выполнять госзаказ в данной области.

«Однако ОАО «Метрострой» не является стопроцентным монополистом. Это доказывает тот факт, что в конкурсах на строительство объектов метрополитена принимает участие не только наша компания. Иногда выигрывают тендеры и другие. Другое дело, что «Метрострою» часто приходится достраивать чужие объекты. «Метрострой» не раз просили подключиться к спасению той или иной ситуации, и мы подключались. И спасали. Возможно, поэтому создается ощущение, что все ключевые стройки за нами», – отметили в пресс-службе компании и добавили, что на настоящее время организация работой обеспечена.

Если переводить в цифры, то по действующим контрактам «Метрострою» до 2022 года еще необходимо освоить порядка 70 млрд рублей.

О себе скромно забыли

На центральном участке Красносельско-Калининской линии предполагается построить и такие знаковые для чиновников станции, как «Смольный» и «Суворовский проспект». Перспективы их появления в старой схеме развития метро 2017 года были отнесены на период после 2025 года. В обновленном документе сроки еще больше сдвинулись на неопределенные «после 2030 года».

Пока же Петербург только робко мечтает о первой кольцевой и прорыве в 47-й регион, Москва уже активно строит второе кольцо на 31 станцию и давно освоила область

Станция «Суворовский проспект» изначально предусматривалась для административно-делового центра «Невская ратуша», куда должны были переехать комитеты Смольного. Но чиновники из года в год всячески старались оттянуть реализацию этого проекта, стартовавшего еще при экс-губернаторе Валентине МАТВИЕНКО более 10 лет назад. Летом 2017 года Георгий Полтавченко пообещал, что перебазирование 15 комитетов и 5 госучреждений состоится уже в первом квартале этого года. Но в апреле стало известно, что переезд опять отложен на три месяца, а список ведомств уже сократился до 13. Так, в «Невскую ратушу» отказались переезжать КРТИ и комитет по благоустройству из лакомых для инвесторов зданий на Караванной улице. По оценкам аналитиков, только на продаже этих объектов Смольный мог заработать 1 млрд рублей. В самом комитете имущественных отношений стоимость всей высвобождающейся недвижимости оценивали в 1,7 млрд рублей и собирались в 2018 году продать ее на торгах.

Однако в середине апреля стало известно, что город хочет предоставить… безвозмездно часть площадей на Вознесенском проспекте (в настоящее время здесь располагается экономический блок Смольного. – Прим. ред.) Следственному комитету РФ по Петербургу. На этом бюджет может потерять еще 1–1,2 млрд рублей.

Тем временем чиновникам еще предстоит выплатить 14 млрд рублей инвестору «Невской ратуши» – банку ВТБ. По последним данным, стороны сумели договориться о 10-летней рассрочке, и транши уже начали перечислять. Однако, как показывает практика, условия таких договоренностей можно и пересмотреть.

По мнению Владимира Валдина, в сложившейся неопределенной ситуации перенос сроков строительства метро вполне объективен по экономическим соображениям, но нельзя забывать о том, что в центре Петербурга плотность станций метрополитена и так крайне низкая, а пользуются ими не только чиновники.

«Морской фасад» поплыл… в неизвестность

Согласно обновленной схеме, на намыв Васильевского острова новое метро «приедет» также не раньше 2030 года. Впрочем, в текстовой части поправок отмечается, что вестибюль станции «Морской фасад» должен быть построен и введен в эксплуатацию… в 2022–2027 годах.

Сейчас эти земли активно застраиваются девелоперами. Здесь работают такие крупные застройщики, как Seven Suns Development, Glorax Development, ГК «Лидер Групп», «Группа ЛСР». Кто-то из них сможет в будущем стать оператором всего проекта намывных территорий.

Дело в том, что отношения Смольного и руководства ЗАО «Терра Нова» в последнее время опять резко ухудшились. Очередные претензии чиновники выдвинули в марте этого года. Оператора намыва обвинили в нежелании строить социальную инфраструктуру и невыполнении сроков реализации проекта. Аналогичные претензии Смольный, впрочем, уже высказывал летом 2017 года, но тогда конфликт удалось потушить.

В этот же раз сразу после очередной критики Смольного в петербургских СМИ появилась информация о том, что миллиардер Виталий Южилин принял решение избавиться от компании «Терра Нова» и передать ее под контроль структур Сбербанка. По мнению аналитиков, в будущем актив опять будет перепродан банком кому-то из крупных застройщиков.

На условиях анонимности участники рынка говорят, что будущее проекта намыва в сложившейся ситуации весьма туманно. Потому и Смольный так небрежен с датами.

Как добавляет руководитель проекта Lifedeluxe.ru Сергей БОБАШЕВ, рассчитывать на появление метро на намыве к 2030 году или сразу после вряд ли стоит.

«Все хорошо помнят, что станции Красносельско-Калининской линии «Юго-Западная» и «Путиловская» нам неоднократно обещали запустить еще в 2018 году. С учетом этого обстоятельства здесь массово строилось жилье в предыдущие годы, так теперь на намыве выводятся один за другим все новые проекты. Между тем из схемы уже понятно, что «Юго-Западную» и «Путиловскую» сдадут только к 2022 году. То есть на пять лет позже, чем изначально планировали», – отмечает он.

Подземка закадья

Сейчас в Ленобласти существует лишь одна станция метро – «Девяткино». Но уже в 2025 году, согласно обновленной схеме, должна открыться и вторая – «Кудрово». В предыдущей версии документа ее появление было отнесено на три года позже: на период после 2028 года.

В конце января губернатор Ленобласти Александр ДРОЗДЕНКО в рамках визита во Всеволожский район пообещал: станция метро в Кудрово точно будет открыта в 2023 году.

Впрочем, глава 47-го региона раздает обещания о приходе городской подземки уже не первый год. Так, в 2014 году он называл 2015 год, а когда тот успешно закончился – 2016–2017 годы. А в 2016 году сроки сдвинулись на 2022 год. Между тем тоннель для станции был прорыт еще в 90-е годы прошлого века.

Примечательно, что еще год назад оранжевую ветку хотели продлить от Кудрово до Новосаратовки. Но теперь в схеме этого отрезка больше нет.

Год назад чиновники поставили крест на продолжении ветки метро от существующей станции «Политехническая» в направлении Бугров. Здесь промежуточными должны были стать «Сосновка» и «Проспект Культуры». Отрезок вернулся в схему с перспективами возведения не ранее чем через 12 лет. И если и эти планы не пересмотрят, то в Ленобласти появятся хотя бы две новых станции.

Пока же Петербург только робко мечтает о первой кольцевой и прорыве в 47-й регион, Москва уже активно строит второе кольцо на 31 станцию и давно освоила область. Однако тут нужно учитывать, что экономические возможности Северной столицы и Первопрестольной несопоставимы. Как заявлял осенью прошлого года Георгий Полтавченко, представляя проект бюджета на 2018 год, городу в будущем необходимо тратить на развитие городской подземки хотя бы 30 млрд рублей ежегодно.

В Москве же на эти цели в ближайшие три года готовы направить… 576 млрд рублей. До конца текущего года в столице РФ запустят с учетом уже открывшихся объектов 25 станций, в Петербурге – всего 5 («Новокрестовская», «Беговая», «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». – Прим. ред.). При этом в прошлом году в городе на Неве новых станций вообще не открывали.

СПРАВКА

Согласно планам Смольного уже через 10 лет в городе должны появиться полукольцо от станции «Большой проспект-2» до «Лесной-2», ветка в аэропорт Пулково и до «Балтийской жемчужины». Чуть раньше, в 2025 году, метрополитен «вынырнет» в Ленобласти со второй станцией в 47-м регионе – «Кудрово»

Светлана Коваленко

http://stroypuls.ru/transportnoe-stroitelstvo/147408/
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»