Как и обещал, публикую краткую выборку по срокам сооружения тупиковых тоннелей и групп камер съезда за станцией "Московская" на основе информации из газеты «Ленинградский метростроитель за 1969 год):
– ГКС-XVII (на первом пути) – 15.05.69. Проходку вели сплошным забоем. После продолжили проходку в направлении ГКС-XV и среднего тупика.
– ГКС-XVI (на втором пути) – 28.09.69. К переборке пилот-тоннеля в границах ГКС-XVI, пройденного щитом, приступили только после переключения откатки из строящегося ЛПТ на шахту №300.
– ГКС-XV (в оборотном тупике со стороны станции) – 25.10.69. Переборку пилот-тоннеля в границах ГКС-XV начало СМУ-19, а закончил ТО-3 (бригады СМУ-19 были переведены на проходку участка правого тупика со стороны Ш-300).
– ГКС-XVIII (в оборотном тупике со стороны Ш-300) – вынесена за пуск со сроком сдачи 22.04.70. На границу ГКС-XVIII вышли 20.05.69, закончив проходку участка ППТ от Ш-300. После прошли ГКС-XVIII пилот-тоннелем в средний (оборотный) тупик.
– средний (оборотный) тупик – 29.08.69. Проходку вели двумя встречными забоями: со стороны станции – ТО-3; со стороны Ш-300 –СМУ-19.
– правый тупик – 01.11.69. Проходку вели двумя встречными забоями: со стороны станции – ТО-3; со стороны Ш-300 – СМУ-19.
Из интересных особенностей: во всех ГКС отсутствуют камеры диаметром 7,9м. Строились только камеры диаметром 6,0м, 8,5м и 9,8м.
На основе изученного материала можно констатировать:
1. В 1968 году очерёдность проходки перегонных тоннелей от шахты № 300 к "Московской" была изменена - вместо левого тоннеля начата проходка правого;
2. В процессе проходки ППТ в направлении "Московской" от шахты №300 план и профиль тоннеля не менялся;
3. К границе ГКС-XVIII (ныне неиспользуемой) СМУ-19 подошло перегонным тоннелем со стороны шахты №300 только в мае 1969 года;
4. Для возможности построить оборотный тупик в сжатые сроки ГКС-XVIII прошли пилот-тоннелем и отложили её сооружение на 1970 год;
5. Проходка последнего тупикового тоннеля (правого) была завершена менее чем за два месяца до пуска станции.
kot писал(а):3.Зачем за Московской построена ТДП? Это делается в случае, когда тоннель начинает подниматься на поверхность, чтобы вода не попала на станцию. Здесь тоннели резко уходят вниз, как результат - в ТДП никакая вода не попадает.
Это вопрос мне тоже стал интересен и я попытался разобраться.
Скорее всего, ТДП строилась для организации водоотлива из тупиковых тоннелей за станцией "Московская" на период до продления линии к "Звёздной". Ведь тупиковые тоннели имеют уклон от камер съезда в сторону "Звёздной". А так как действующие тоннели отделяются от строящегося участка пробками - в их дальней части неизбежно будет скапливаться вода от протечек и промывки тоннелей.