Как сделать круг?

Здесь обсуждаем строительство новых и ремонт существущих сооружений метрополитена .

Модератор: Nomernoy

Ответить
iskander
Сообщения: 412
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 10:50

Как сделать круг?

Сообщение iskander »

Хоть я и частый гость в метрострое, я все равно не могу понять, как у метростроевцев получается так точно по окружности (конечно я знаю, поряд раскрытия будущего тоннеля, но все равно) отбойниками сделать окружность. Можно понять, когда уложены тюбинги, но когда ведется прохода подходянка из ствола, там не на что ориентироваться. Вторая часть вопроса посвящена кривым. Как повренуть проходческий щит, все мы знаем. А если проходка ведется с укладчика, отбойниками? Даже если маркшрейдер по своим измерениям "видит" куда и на сколько нужно повернуть. Как все это выразить через руку, через отбойный молоток?
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13880
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Как сделать круг?

Сообщение в40 »

Как правило, любой тоннель начинается с сооружения прорезных колец. Они собираются в предварительно построенной выработке, закреплённой временной крепью. Первые кольца собираются с очень высокой точностью: с соблюдением горизонтальной и вертикальной осей и высотной отметки колец. Потом оставшееся пространство над собранными кольцами заполняется раствором (бетоном). А дальше - дело техники. Разработка породы под очередное кольцо ведётся по контуру предыдущего. При необходимости выполнить поворот, маркшейдер даёт указание на перебор породы с той или иной стороны. Так как поворот очень плавный, то отрыв между кольцами очень незначителен и на глаз практически незаметен. В любом случае, точность проходки обеспечивается постоянным маркшейдерским контролем.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Мировойкризис
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 09 фев 2009, 23:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кантемировская

Re: Как сделать круг?

Сообщение Мировойкризис »

А как осуществляется "поворот"?

То есть там, как я понимаю, вставляются прокладки между кольцами, так? А как все таки подбирается их толщина, ведь эта толщина же будет меняться по периметру кольца?
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13880
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Как сделать круг?

Сообщение в40 »

Для этих целей существуют специальные чугунные прокладки. Они образуют клиновидное кольцо переменной толщины. С одной стороны - толщина около 2 см, с противоположной - около 8 см. Это клиновидное кольцо можно вращать на 360 градусов, добиваясь нужного отклонения тоннеля вправо-влево или вверх-вниз на необходимый угол (возможны комбинации). В зависимости от радиуса кривой такие кольца ставятся с определённым шагом между обычными кольцами тоннеля. Обычно при радиусе в 400 метров - через 4-5 колец, при радиусе 800 метров - через 8-9 колец. Очерёдность установки такого клиновидного кольца также корректируется маркшейдером.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
thinky
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 27 янв 2007, 20:21
id ВКонтакте: 421338
last_fm: Rockfilld
Станция метро: Ульянка
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Как сделать круг?

Сообщение thinky »

а как же байки про "просто кусок доски между тюбингами вставляют"?
Изображение

* с целью недопущения его самопроизвольного перемещения *
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13880
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Как сделать круг?

Сообщение в40 »

Такое тоже бывало...когда чугуний вовремя не подвезли. Правда, это было на щитовой проходке (когда щитовые домкратам нужно упираться в смонтированное кольцо, а зазор заполнять нечем). А при эректорной проходке если равномерно отрывать каждое собираемое кольцо на 0,5-1 см от предыдущего с противоположной повороту стороны, то вообще можно обойтись без клиновидных колец. В этом как раз и заключается мастерство маркшейдера.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
thinky
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 27 янв 2007, 20:21
id ВКонтакте: 421338
last_fm: Rockfilld
Станция метро: Ульянка
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Как сделать круг?

Сообщение thinky »

можно и вовсе без зазоров - первоклассный маркшейдер знает прямую дорогу. :)
Изображение

* с целью недопущения его самопроизвольного перемещения *
Аватара пользователя
kemper
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 12:52
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Ладожская
Откуда: Cеверная пальмира
Контактная информация:

Re: Как сделать круг?

Сообщение kemper »

Как то да-авненько видел передачу типо рекламного проспекта. Он был с завода ЖБИ нестандартных конструкций.

Вот там рассказывалось что одним из самых тяжелых и интересных изделий у них тюбинги для метро. Который состоит из 8 элементов. По мимо того что к этим изделиям самый тяжелый процесс изготовления бетона к ним самые жесткие требования по размерам и нагрузкам. После отливки и набора нагрузки кольцо собирается и проверяются габариты. Вот тут как раз и упоминалось что с боку оно конусное. И в зависимости от того как его ставить и получится прямой или кривой туннель. Раньше у них было много брака и более 1000 готовых элементов ждали своей возможности найти свой "пазл". Потом кольцо маркируется разбирается и готовится к отправке. Сейчас у них брака почти нет и точность опалубки позволяет взаимозаменяемость от разных комплектов...

Еше они делают монолитные трубы для микротуннелирования с возможностью проталкивания до 100 (точно не помню но около того) метров. И сейчас они пытаюсь сделать кривые трубы для микротуннелирования.

Ну там еше всякие бла бла про то что всякая редкая хрень их специализация.

Так же про то что тюбинги имеют конусную форму упоминалось несколько раз в программах на Дискавери. А так же то ли на этом то ли на московском специализированном форуме.

Поиск в ините результатов не дал. Но если получится найду подтверждение своим словам.
Кто хочет ишет возможность. Кто не хочет причину...
Жизнь, как коробка шоколадных конфет:никогда не знаешь, нехорошая вещь или понос попадется...
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13880
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Как сделать круг?

Сообщение в40 »

Скорее всего, речь в той передаче шла об изготовлении высокоточной обделки для сооружения обходных тоннелей в зоне размыва, которая выпускалась на Метробетоне. Там действительно применялись кольца переменной ширины. В зависимости от того, каким образом собирались элементы в кольцо, можно было задавать тоннелю необходимый поворот в нужную сторону. И обделка готовилась из расчета установки конкретного кольца на своё место (поэтому каждое кольцо нумеровалось).
Вообще в мире существует великое множество обделок.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
denco
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 27 сен 2004, 14:30
Откуда: Питер

Re: Как сделать круг?

Сообщение denco »

Есть такой фильм "Суперсооружения. Разумный тоннель в Малайзии". Точнее даже два фильма с похожим названием про постройку этого тоннеля, которые вышли на Discovery и National Geographic. Вот в одном из них (не помню в каком) подробно и наглядно рассказывается про поворот тоннеля с использованием колец переменной ширины.
Оба фильма можно найти на торрентс.ру
Аватара пользователя
СОЭЗ
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 13:09
Станция метро: Академическая

Re: Как сделать круг?

Сообщение СОЭЗ »

kemper писал(а):Как то да-авненько видел передачу типо рекламного проспекта. Он был с завода ЖБИ нестандартных конструкций.

Вот там рассказывалось что одним из самых тяжелых и интересных изделий у них тюбинги для метро. Который состоит из 8 элементов. По мимо того что к этим изделиям самый тяжелый процесс изготовления бетона к ним самые жесткие требования по размерам и нагрузкам. После отливки и набора нагрузки кольцо собирается и проверяются габариты. Вот тут как раз и упоминалось что с боку оно конусное. И в зависимости от того как его ставить и получится прямой или кривой туннель. Раньше у них было много брака и более 1000 готовых элементов ждали своей возможности найти свой "пазл". Потом кольцо маркируется разбирается и готовится к отправке. Сейчас у них брака почти нет и точность опалубки позволяет взаимозаменяемость от разных комплектов...

Еше они делают монолитные трубы для микротуннелирования с возможностью проталкивания до 100 (точно не помню но около того) метров. И сейчас они пытаюсь сделать кривые трубы для микротуннелирования.

Ну там еше всякие бла бла про то что всякая редкая хрень их специализация.

Так же про то что тюбинги имеют конусную форму упоминалось несколько раз в программах на Дискавери. А так же то ли на этом то ли на московском специализированном форуме.

Поиск в ините результатов не дал. Но если получится найду подтверждение своим словам.


Вообще есть технология строительства тоннелей с применением клиновидных колец. Вариантов существует не мало, в том числе и с применением клиновидного сборного кольца. В этом случае имеется набор сегменов которые в зависимости от требуемой радиусности участка тоннеля предварительно подготавливаются и доставляются комплектом к месту установки. Наиболее сложная на сегодняшний день система - у немцев. Там, если я не ошибаясь, около 20 типоразмеров сегментов, расчет порядка укладки которых производится компьютером на основе маркшейдерских данных. В России также есть такие системы, а также срества автоматизированного расчета. Основная загвоздка - это производство высокоточных элементов обделки, изготовление которых не может быть выполнено на коленке.
Ответить

Вернуться в «Строящееся метро»