Лаборатория моделирования тоннелей

Здесь обсуждаем строительство новых и ремонт существущих сооружений метрополитена .

Модератор: Nomernoy

Ответить
Аватара пользователя
METRO-USSR
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 16 дек 2008, 21:21
Станция метро: Выборгская

Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение METRO-USSR »

Решил опубликовать рассказ о лаборатории моделирования тоннелей при кафедре "Тоннели и метрополитены" ПГУПС (ЛИИЖТ). Думаю, многим из нас должно стать интересно.

Для начала маленькая историческая справка. Лаборатория была создана в 1959 г. по инициативе профессора Ю.А. Лиманова. В это время разрабатываются методики физического моделирования методом эквивалентных материалов, которые были впервые использованы в подземном строительстве. На базе лаборатории выполняются многочисленные научно-исследовательские работы, связанные с определением напряженно-деформированного состояния конструкций транспортных тоннелей и метрополитенов методом физического и математического моделирования. В свое время здесь тестировались новые типы станций: первый горлифт "Парк Победы", проект типовой односводчатой станции, двухъярусная "Спортивная" а так же многие другие в т.ч. и станции других метрополитенов.

Лаборатория имеет стендовый зал с необходимым оборудованием, приборами и вычислительной техникой для проведения экспериментальных исследований.

Общий вид лаборатории
Общий вид лаборатории
Общий вид лаборатории
Общий вид лаборатории

На сей день имеется 3 стенда для моделирования, два из них используются. Третий стенд - не достроен и сейчас законсервирован по причине отсутствия средств. Он же запланирован как самый совершенный, так как имеет наибольшую объем для моделирования и гидравлические домкраты для совершенного моделирования нагрузок. Он виден на фотографиях выше - слева на первой, справа на второй.

Как уже было сказано выше, моделирования происходит методом эквивалентных материалов, образцы которых так же представлены. В лаборатории так же имеется специальная печь для разогрева и подготовки материала моделирования. Для имитации нагрузки используются чугунные чушки (блоки), каждая весом около 5 кг.

Образцы эквивалентных материалов
Образцы эквивалентных материалов
Образцы эквивалентных материалов
Образцы эквивалентных материалов
Склад чугунных чушек
Склад чугунных чушек

Моделирование происходит примерно следующим образом. В подготовленный стенд слоями заливают материал, имитирующий слои грунта, в которых будет сооружаться будущая конструкция, чаще всего аналог кембрийских глин. После того как зальются и застынут все слои, ставят отметки, соответствующие начальному положению грунта, для последующих измерений просадок. Верхние водонасыщенные слои грунта не моделируют. Их воздействие заменяет вес чугунных чушек, уложенных сверху. Затем в полученном грунте начинают сооружать конструкцию, методами, близкими к реальной технологии строительства. Потом построенную конструкцию оставляют на несколько недель, и после этого изучают последствия, просадки, деформации и т.п. В завершение, происходит испытание на предельную прочность. Придавая все больше и больше нагрузки, конструкцию если не разрушают, то всяко доводят до видимых деформаций. По этим данным определяют какие части следует усилить, а какие можно сделать менее прочными. В настоящий момент на одном стенде находится модель колонной станции глубокого заложения.

IMAG0431.jpg
IMAG0449.jpg
IMAG0450.jpg

На другом стенде уже достаточно давно находится модель проходки тоннеля с опережающим креплением.

IMAG0439.jpg
IMAG0442.jpg

В заключение, приложу еще три старых фотографии не моего производства. Так же прошу прощение на низковатое качество своих фотографий.
Строительство модели конструкции колонной станции глубокого заложения
Строительство модели конструкции колонной станции глубокого заложения
Модель колонной станции глубокого заложения
Модель колонной станции глубокого заложения
Продольный и поперечный разрезы
Продольный и поперечный разрезы
Ты кто такой, давай техзадание!
А теперь товарищи, внимание -
Нету ТЗ - давай до свидания!
Аватара пользователя
andreev
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Славы
Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ

Re: Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение andreev »

Порылся у себя. Из той же оперы.
Вложения
Модель объединённого пересадочного узла
Модель объединённого пересадочного узла
Модель объединённого пересадочного узла
Модель объединённого пересадочного узла
Модель двухъярусной односводчатой станции
Модель двухъярусной односводчатой станции
Модель двухъярусной односводчатой станции
Модель двухъярусной односводчатой станции
How could you be so blind?

Изображение
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение в40 »

Кстати, две верхние фотографии в предыдущем сообщении - это моделирование объединённого варианта пересадочного узла на "Адмиралтейской", который мог бы быть реализован, если бы не 1985 год...
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
andreev
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Славы
Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ

Re: Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение andreev »

в40
Вот такую конструкцию предполагалось реализовать?
Вложения
изображение00004.jpg
How could you be so blind?

Изображение
Аватара пользователя
djtonik
Отец-основатель
Отец-основатель
Сообщения: 6769
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 07:02
id ВКонтакте: 0
last_fm: djtonik
Станция метро: Сосновая Поляна
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение djtonik »

Именно он. А двухъярусная станция, как все, надеюсь, знают — «Обводный Канал-1» и «-2».
...партия сказала «надо» — метрострой ответил «есть»...
---
Аватара пользователя
Alex Gleys
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 11 июн 2004, 08:39
Станция метро: Дальневосточный Проспект
Откуда: SPb
Контактная информация:

Re: Лаборатория моделирования тоннелей

Сообщение Alex Gleys »

Собственно на эту установку была пародия и ссылка в книжке "100 историй о подземном городе"?
2:5030/1499@FIDOnet
Ответить

Вернуться в «Строящееся метро»