Двухэтажный проект станции "Обводный Канал"
Добавлено: 17 сен 2009, 21:48
Как я уже пообещал с утра, буду выкладывать понемногу статью о двухэтажном проекте станции "Обводный Канал". Станция планировалась пересадочной на ККЛ и явилась продолжением идеи, реализованной на Спортивной. Однако проектировщики пошли дальше, и учли дороговизну содержания в консервации тоннелей перспективной линии. Статью буду выкладывать по частям.
Объединенный двухъярусный пересадочный узел на две линии метрополитена односводчатой конструкции со сборным междуэтажным перекрытием
Успешный опыт индустриального строительства и длительной эксплуатации, большой объем проведенных при этом экспериментальных и натурных исследований позволили применить основные принципы и особенности этой конструкции при возведении первого в России объединенного двухъярусного пересадочного узла метрополитена. На участке Фрунзенско-Приморской линии С.-Петербургского метрополитена от станции "Садовая" до станции "Чкаловская" построена пересадочная станция "Спортивная" с Фрунзенско-Приморской линии на будущую Кольцевую линию.
Решение о строительстве этой станции было принято в 1987 г. в связи с предполагавшимся в то время началом строительства Северного полукольца метрополитена параллельно со строящимся Фрунзенско-Приморским радиусом и возможностью пуска этих участков в эксплуатацию с незначительным интервалом времени.
Станция "Спортивная" представляет собой односводчатую конструкцию. Боковые опоры сводов, верхнего и обратного забетонированы во вспомогательных тоннелях наружным диаметром 9.8 м со сборной железобетонной тюбинговой обделкой. Увеличенный диаметр опор позволил соорудить в них продольные вентиляционные каналы для отвода горячего воздуха (через поперечные каналы) от ходовых тележек стоящего на станции подвижного состава.
Верхний свод наружным диаметром 11.2 м состоит из 16 железобетонных блоков толщиной 70 см и шириной вдоль станции 50 см. Разжатие свода в породу осуществлялось путем установки в шелыге свода одного распорного блока, оснащенного двумя домкратами Фрейссине. Все блоки, "Площадь Мужества", снабжены по торцам переменными по толщине упругопластичными винипластовыми прокладками, обеспечивающими центрированную передачу нормальных сил в арках свода с минимальными эксцентриситетами.
Обратный свод внутренним радиус 15 м состоит из 13 блоков и замыкается разжатием в двух разжимных стыках железобетонными клиньями с установкой вкладышей. Ширина арок обратного свода 1 м.
Несущей конструкцией под пути и платформы верхнего яруса служат внутренние сборные железобетонные конструкции в виде двух продольно расположенных колонно-прогонных комплексов с шагом колонн 4 м, устанавливаемых в "стаканы" продольных монолитных железобетонных балок, бетонируемых в пределах жесткого основания, укладываемого на обратный свод обделки. По верху колонн установлены сборные железобетонные балки, объединенные в неразрезные прогоны. Для восприятия нагрузок от подвижного состава под пути верхнего яруса установлены сборные железобетонные блоки, опирающиеся одним концом на прогоны, другим на консоль монолитной бетонной опоры.
Платформы обоих ярусов сооружены из сборных железобетонных элементов. Ширина верхней платформы 11.7 м, нижней, несколько стесненной колоннами, - 13.2 м. Под платформой нижнего яруса размещаются служебные помещения и проходные кабельные коллекторы, под платформой верхнего яруса - только кабельные коллекторы. К верхнему ярусу примыкает эскалаторный тоннель с четырьмя эскалаторами, соединяющими станцию с подземным подуличным вестибюлем. Нижний ярус в противоположном конце станции в будущем под р.М. Нева будет соединен пешеходным тоннелем, оснащенным траволаторами и пешеходными дорожками, со вторым выходом на другом берегу р.М.Нева. Верхний и нижний ярусы соединены между собой двумя группами (по три в каждой) малых эскалатора.
Из архитектурных соображений в пределах среднего зала нижнего яруса верхняя платформа имеет три круглых проема диаметром 4.8 м, объединяющих в единый художественный замысел объемы верхнего и нижнего ярусов.Эти участки верхней платформы, а также участки размещения малых эскалаторов выполнены в монолитном железобетоне. Для снижения шума от поездов предусмотрена "мягкая" конструкция основания под путь на каждом ярусе. Поскольку пересадочный узел предназначен для обслуживания двух линий метрополитена, запроектировано и выполнено в натуре сооружение двух вентиляционных стволов и двух нижних вентузлов. В отдельные выработки, служащие при строительстве рудничными дворами, вынесены совмещенные тяговые подстанции - СТП (отдельная для каждой линии).