Открытие Правобережной линии (из журнала Лениградская панорама)

Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Открытие Правобережной линии (из журнала Лениградская панорама)

Сообщение Константин Филиппов »

Вот вот откроется очередная (13-ая по счёту) станция Правобережной линии, а я у себя дома нахожу две статьи посвящённых открытию первых четырёх станций на этой линии: Площадь Александра Невского, Красногвардейская, Ладожская и Проспект Большевиков. Вот эти статьи:
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Метро в Весёлый Посёлок

Сообщение Константин Филиппов »

Ленинградская панорама №5 за 1984 год.
В. Н. БЕРЕСЛАВСКИЙ
МЕТРО  В  ВЕСЕЛЫЙ ПОСЕЛОК
Станции  Правобережной линии

Привычка, справедливо замечено, — вторая натура. Все мы, горожане, привыкли к метрополитену, и ничто, кажется, здесь нас не может удивить. Автоматический кассир, только бросишь в щелочку двугривенный, тут же выдает тебе четыре пятака. На ходу один из них нацелишь в приемник турникета. Что-то еле слышно щелкнет внутри, мигнет зеленым глазом окошечко-табло, словно приветствуя еще одного пассажира метро.
Ежедневно ленинградская подземка, общая протяженность которой уже больше 72 километров, перевозит 2,2 миллиона горожан и наших гостей. Голубые экспрессы в считанные минуты домчат нас от дома на работу, от новостроек до центра, если нужно, доставят на вокзалы, пересадочные платформы пригородных железнодорожных станций. . .
Мы привыкли, что все автоматизировано и удобно в этом подземном царстве, где властвует скорость, по секундам расписан бег поездов, безостановочно движутся трудяги-эскалаторы. Мы привыкли встречать здесь комфорт, красоту непохожих друг на друга интерьеров станций и наземных вестибюлей. Наше убеждение, что метро безотказно и работает, как самые точные часы, постоянно подтверждается. Это очень удобно в наш век, спешащий опередить время. Наконец мы привыкли и к тому, что и само метро тоже спешит протянуть свои линии в районы новостроек, как бы стремясь приобщить сотни тысяч горожан к самому удобному и надежному виду транспорта.
В последнюю пору появилось и такое правило: что ни год — открывается новая станция, а то и несколько их вступают в строй действующих. Вы, уважаемый читатель, наверное, знаете, что традиция будет продолжена — в 1984 году метрополитен достигнет Рыбацкого, а в будущем — откроется движение по первому участку Правобережной линии общей длиной в 6,8 километра.
Если на станции «Рыбацкое» работы вступают в завершающую фазу (об этом будет рассказано в одном из ближайших выпусков журнала), то формирование четырех подземных залов на пути в Веселый поселок только начинается. Какими будут эти станции? Где разместятся их наземные вестибюли? Каковы особенности ближайших новостроек метрополитена? Об этом мы и хотим рассказать, познакомившись с проектными разработками архитекторов Ленинграда.
Сложные задачи стояли перед создателями метрополитена на площади Александра Невского. Здесь, во-первых, уже действует одноименная станция Невско-Василеостровской линии. Ее следует связать с подземным залом новой, возведя удобный для пассажиров пересадочный узел. Во-вторых, участок для наземного вестибюля располагается буквально на пятачке, образованном в результате сноса жилого дома в Чернорецком переулке, где среди старой застройки, примыкающей к Невскому проспекту и площади Александра Невского, следует устроить по возможности удобные подходы к зданию. В-третьих, перед проектировщиками была поставлена еще и такая задача: будущий вестибюль должен стать впоследствии составной частью солидного по размеру корпуса, замыкающего перспективу площади со стороны моста и фланкирующего устье Невского проспекта симметрично зданию гостиницы «Москва».
Само по себе здание нового вестибюля проектируется в сочетании с пятиэтажным производственно-бытовым корпусом метрополитена, который предусмотрено расположить вдоль Чернорецкого переулка. Пусковой комплекс будет включать эскалаторный зал и служебно-технические помещения в примыкающем крыле этого корпуса. Наземный метровокзал связывается с остановками городского транспорта проходом между оставляемым в неприкосновенности домом № 177 по Невскому проспекту, построенным в конце XVIII века по проекту И. Е. Старова, и соседним зданием (архитектор Д. С. Гольдгор). К небольшой         предвестибюльной территории ведут и тротуары по Чернорецкому переулку.
Круглый в плане эскалаторный зал выявлен в экстерьере облицованными сааремским доломитом пилонами, а также большеразмерными витражами. Перекрытием, имеющим здесь диаметр около 28 метров, будет пространственная радиально-складчатая железобетонная конструкция, которая создает интересную пластику потолка вестибюля. Интерьер отделывается светлым мрамором, полы и цоколи — из полированного карельского гранита. Впоследствии над этим объемом, по высоте занимающим три этажа, разместится актовый зал производственно-бытового корпуса метрополитена. Архитекторы предусмотрели, что именно отсюда, перешагнув Чернорецкий переулок на шестиметровом уровне, будет начинаться одно из самых значительных для этого места в градостроительном отношении здание, замыкающее перспективу площади при съезде с моста Александра Невского.
Станционный зал с учетом геологических условий спроектирован колонного типа. Платформы рассчитаны на прием поездов, состоящих из восьми вагонов. Поэтому общая длина подземного зала значительна— 160 метров. Интерьер станции формируют два ряда объединенных в аркады колонн. Как они, так и расположенные под арками сборные железобетонные конструкции обмуровываются белым мрамором и в какой-то степени имитируют стену древнерусского укрепления, что, кстати, подчеркнуто оформлением решеток светильников. Они выполнены из анодированного алюминия как своеобразные бойницы, сквозь которые мощные ртутные лампы подсвечивают свод центральной части зала.
Путевые стены облицовываются снизу полированным гранитом, а выше — панелями, набранными из штампованных элементов, напоминающих «чешую» русских кольчуг. Их золотистая гамма хорошо сочетается с беломраморным карнизом. Общая тема — победоносная борьба русского народа за независимость Родины — найдет свое завершение в оформлении торца станции, где в специальной нише, отделанной золотистой смальтой, будет установлена бронзовая скульптура Александра Невского (автор — заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР В. Э. Горевой). С противоположной стороны устраивается переходный тоннель для связи с ныне существующей станцией.
Три остальные станции Правобережной линии будут конструктивно однотипными — од-носводчатыми, глубокого заложения. Верхний вестибюль первой из них — «Красногвардейской»— располагается под площадью на пересечении проспектов Красногвардейского и Заневского. Он запроектирован в комплексе с подземными пешеходными переходами, которые образуют по периметру площади общий коридор шириной 6 метров со стенами, облицованными керамической плиткой. Со стороны Невы коридор превращен в аванзал шириной 15 метров. Здесь размещаются встроенные киоски для торговли журналами, книгами, газетами, цветами, аптечными товарами, а также устанавливаются телефоны-автоматы. Из аванзала лестничный спуск ведет в собственно вестибюль — эскалаторный зал, к которому с двух сторон примыкают служебно-технические помещения. Общую колористическую гамму здесь определяет отделка стен мрамором красных тонов и художественно оформленный витраж того же тона над наклонным ходом.
Архитектурное         решение
станционного зала посвящено Красной гвардии. Это подчеркнуто применением красного мрамора в отделке путевых и торцевых стен, в строгом рисунке пола, выложенного из гранитных плит серого и красного цветов. Ритму чередующихся квадратов платформы соответствует и развеска люстр. Каждая из них представляет собой кольца семиметрового диаметра, составленные из концентрически изогнутых пластин-экранов, выполненных из анодированного алюминия. В четырех местах в кольца врезаны пятиконечные рельефные звезды из металла. Свет спрятанных мощных ламп направляется вниз, а также подсвечивает свод зала. Торец станции оформляется выполненным из полированного мрамора рельефом, символизирующим непобедимость красногвардейцев.
Наземный вестибюль станции «Ладожская» также располагается в Красногвардейском районе—на формируемой площади у проектируемого сейчас Ладожского вокзала. Территориально он займет место на пересечении Заневского проспекта магистралью, являющейся продолжением проспекта Энергетиков.
Объемно - планировочное решение здешнего вестибюля увязано с проектом всего вокзального комплекса. Метропа-вильон, являясь составной его частью, займет центральное место в вокзале, расположившись между створами пассажирских тоннелей, ведущих на железнодорожные платформы. Из кассово-эскалаторного зала организуется удобная связь с привокзальной площадью, где будут остановки трамваев, троллейбусов и автобусов, и основными коммуникациями железнодорожного сооружения.
Вестибюль явится первой очередью строительства Ладожского вокзала, и, естественно, архитекторам пришлось учесть технологию формирования будущего комплекса. Так, покрытие эскалаторного зала, выполненное из металлических конструкций, впоследствии будет перемещено вверх методом подъема этажей и займет место одного из шести венчающих вокзал фонарей, обеспечивающих естественное освещение внутренних помещений.
Пусковой комплекс включает в себя возведение кассово-эскалаторного зала и расположенных по бокам двухэтажных пристроек для эксплуатационно-технических служб метрополитена. На главном фасаде симметрично выявлены зоны входа и выхода, они перекрыты вынесенными вперед козырьками, на которых разместятся электронные табло времени. Во внешней и внутренней отделке вестибюля предполагается использовать сааремский доломит, полированный темно-серый гранит, стемалит и алюминиевые сплавы. Во входной зоне разместятся монеторазменные автоматы, кассы, в выходной — киоски Союзпечати, аптечный, а также кассы Аэрофлота. И там, и тут будут таксофоны. На территории, примыкающей к метровокзалу, запроектировано место для павильонов розничной торговли, цветочных ларьков, будет обеспечено и озеленение партерных газонов, посадка декоративных кустарников.
Архитектурное оформление подземного зала продиктовано одной из самых героических страниц в истории защиты Ленинграда от фашистских захватчиков — легендарной Дорогой жизни. Эта тема «читается» в облицовке путевых стен и торцов станции голубым уфалейским мрамором, который ассоциируется с водами Ладоги, в двух рядах установленных на платформе торшеров, символизирующих собой путевые столбы.
Торшеры, облицованные белым мрамором, служат источниками света: в них установлены мощные лампы, направляющие лучи на белоснежный свод, сформированный из армоцементных зонтов. Кроме того, торшеры функционально выделяют на платформе боковые посадочные зоны и проходную центральную.
В торце станции предполагается разместить беломраморную стелу, изображающую ладожский торос. К ней вдоль центральной зоны будет вести полоса, выложенная из полированных плит серого гранита со вставками из черного габронорита. Рисунок пола увязывается с ритмом светильников и графическими акцентами путевых стен.
Четвертая станция первого участка Правобережной линии — «Проспект Большевиков» — располагается в Веселом поселке (Невский район) на пересечении магистрали, давшей название этому транспортному сооружению, с улицей Коллонтай. Десятки тысяч новоселов получили в близлежащих кварталах жилье, и проблема быстрой связи с центром города не снимается с повестки дня, хотя наземный транспорт работает здесь с высокой интенсивностью. Потому новоселье подземки ждут там с особым нетерпением.
Наземный вестибюль займет территорию в парковой зоне, поэтому решено запроектировать его наиболее компактным — круглым в плане. Удобные подходы от остановок городского транспорта, от уличных переходов приведут пассажиров к двухэтажному зданию, кассово-эскалаторный зал которого будет заглублен до отметки 3,3 метра. Внешне это типично парковый павильон с характерной пластикой фасадов, характеризующихся наличием лоджии для прохода на первом этаже и кольцевой галереи — на втором. Венчает здание световой фонарь, поднятый над перекрытием, выполненным в виде складчатого железобетонного купола. Слу-жебно-бытовые помещения для персонала располагаются в пределах общего объема сооружения, занимая в основном второй его этаж.
Нарядный вид придаст зданию отделка наружных стен сааремским доломитом светло-серых тонов, хорошо сочетающихся с витражными плоскостями, обрамленными анодированным алюминием. В интерьере предполагается использовать травертин светло-коричневого оттенка. В кассово-эс-калаторном зале, как обычно, займут места различные киоски.
Партия — вдохновляющая и организующая сила нашего общества — такова тема оформления. Как же она решена? Основная смысловая нагрузка в данном случае отводится приему освещения всего пространства. Архитекторы предложили использовать в качестве конструкции, несущей светильники, зонты, применяющиеся в станциях колонного типа. Они как бы нависают с двух сторон над путевыми зонами. Из-за белоснежных карнизов устремлены мощные лучи на верхний свод. Тем самым центральная часть словно возвышается, создавая ощущение воздушности, светлого простора впереди, а боковые зоны формируют пространства динамичного движения.
Облицовка путевых стен шлифованным гранитом красного оттенка, скульптурно оформленная стела в торце зала, завершенная объемной ажурной композицией, символизирующей торжество коммунистических идей — труд, мир, братство народов, также поддерживают общую тему. Вдоль всей платформы к стеле ведет выложенная из чередующихся плит красного и серого гранита дорожка. Кроме чисто смысловой, она выполняет и роль функциональную — ориентирования пассажиров, разделяя   зоны  для   прохода   и  ожидания поездов.
Таковы основные решения архитектурного оформления четырех новых станций Ленинградского метрополитена. Естественно, что какие-то детали проектировщики еще внесут в процессе дальнейшей работы над их созданием. Так бывает всегда, поскольку творческий процесс не завершается с одобрением проекта, а продолжается и в ходе строительства этих сложных транспортных сооружений. Однако уже сейчас ясно, что авторские коллективы, решая нелегкие задачи, постарались наилучшим образом выявить своеобразие каждой из новых станций, сделать их непохожими, насытить тематической образностью, которая была заложена в самих названиях.
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Метро в Весёлый Посёлок

Сообщение Константин Филиппов »

«Площадь Александра Невского»

Наземный вестибюль с производственно-бытовым корпусом метрополитена.
Общий вид и интерьер эскалаторного зала.

Авторы: архитекторы А.С.Гецкин и М.В.Ромашкин-Тимашов, инженер В.Г.Самосудов, при участии К.Г.Леонтьева (институт Ленметрогипротранс).
Подземный вестибюль.
Оформление торца станции.

Авторы: заслуженные архитекторы РСФСР Г.Н.Булдаков и В.Н.Щербин, архитектор А.П.Волкова (мастерская №6 ЛенНИИпроекта).
Вложения
plan2_vest_out.jpg
plan2_vest_out.jpg (45.88 КБ) 12129 просмотров
plan2_vest_in.jpg
plan2_vest_in.jpg (53.41 КБ) 12128 просмотров
plan2_stanzia.jpg
plan2_stanzia.jpg (37.55 КБ) 12165 просмотров
plan2_razrez.jpg
plan2_razrez.jpg (33.94 КБ) 12171 просмотр
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Метро в Весёлый Посёлок

Сообщение Константин Филиппов »

«Красногвардейская»

Схема эскалаторного зала в комплексе с пешеходными переходами под Заневской площадью.

Авторы: архитекторы В.Г.Чехман и И.С.Сергеева.

Интерьер подземного зала.

Авторы: архитекторы А.С.Гецкин, В.Г.Чехман и В.Г.Хильченко (институт Ленметрогипротранс)
Вложения
krasnogvardeyskaya_stanzia.jpg
krasnogvardeyskaya_stanzia.jpg (53.5 КБ) 12132 просмотра
krasnogvardeyskaya_vest.jpg
krasnogvardeyskaya_vest.jpg (55.91 КБ) 12137 просмотров
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Метро в Весёлый Посёлок

Сообщение Константин Филиппов »

«Ладожская»

Экстерьер метровокзала.
Кассово-эскалоторный зал.
Нижний вестибюль.

Авторы: архитекторы В.Н.Есиновский, инженер-конструктор Г.Ф.Прошина, при участии архитекторов Л.А.Филипповой, С.Н.Кривоносова и инженера Ю.А.Рыжова (институт Ленгипротранс). (Прим. Не Ленметрогипротанс. КФ)
Вложения
ladozhskaya_vest_in.jpg
ladozhskaya_vest_in.jpg (42.85 КБ) 12131 просмотр
ladozhskaya_vest_out.jpg
ladozhskaya_vest_out.jpg (57.83 КБ) 12136 просмотров
ladozhskaya_stanzia.jpg
ladozhskaya_stanzia.jpg (65.75 КБ) 12133 просмотра
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Метро в Весёлый Посёлок

Сообщение Константин Филиппов »

«Проспект Большевиков»

Общий вид метропавильона.

Авторы: архитекторы В.Г.Хильченко и К.Г.Леонтьева, инженер Т.Б.Михалькова (институт Ленметрогипротранс).

Оформление станции.
Макет и перспектива.

Авторы: архитекторы Ю.В.Еечко и Р.Ш.Розенталь (мастерская №5 ЛенНИИ проекта).
Вложения
bolshevikov_maket.jpg
bolshevikov_maket.jpg (32.84 КБ) 12133 просмотра
bolshevikov_stanzia.jpg
bolshevikov_stanzia.jpg (63.24 КБ) 12129 просмотров
bolshevikov_vest.jpg
bolshevikov_vest.jpg (47.37 КБ) 12129 просмотров
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Большая премьера метро

Сообщение Константин Филиппов »

Ленинградская панорама №3 за 1986
О. В. ВАСИЛЬЕВ
БОЛЬШАЯ ПРЕМЬЕРА МЕТРО

В канун Нового года вступил в строй пусковой участок Правобережной линии Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина. На этой семикилометровой трассе появились четыре станции, которые взяли на себя пассажиропотоки до тридцати тысяч человек в часы пик. Теперь существенно уменьшена транспортная напряженность наземных маршрутов в здешних местах массовых новоселий, что особенно важно в связи с постановкой на реконструкцию Володарского моста.
Тем самым подведен итог одиннадцатой пятилетки, которая стала для Ленметростроя как никогда плодотворной. В течение ее удалось ввести двадцать два километра трасс с десятью станциями — вдвое больше, чем за предыдущее пятилетие. Столь существенное ускорение достигнуто благодаря максимальному совмещению и интенсификации всех производственных процессов, самому широкому применению высокоэффективной техники и технологии, которые внедрялись и опробовались годами. Это также результат возросшего мастерства и энтузиазма коллектива, его повышенной организованности и дисциплины, проявленных в предсъездовском соревновании. Таков был конкретный ответ делом на внимание и помощь, которые оказывают развитию подземного транспорта Ленинградская партийная организация, многие предприятия и службы города, массы ленинградцев.
Почти четыре года сооружался участок на правом берегу Невы. Под рекой проложено два подземных перехода, причем один закован не в чугунные, как обычно, а в железобетонные тюбинги повышенной прочности. В целом на трассе преодолены грунты со сложным геологическим строением. Перегонные тоннели здесь впервые проходились насквозь, от начала до конца, одним щитом усовершенствованной конструкции со скоростью более 400 метров в месяц. Сооружение станции «Ладожская» велось с двух встречных забоев. Использовалось и такое новшество — породу под сводом одного зала разработали с помощью уникального агрегата АМК-1, который выбирал фрезой грунт и крепил поверхность тоннеля, а далее действовал электроэкскаватор. Так удалось отказаться от отбойных молотков.
Напряженные будни метростроителей, а порой и подвиги, которые и тут потребовались в борьбе с подземной стихией, давно позади. Новые станции наполнились обычной жизнью, стали привычны. И все же, что характерно для четырех премьерных, чем они выделяются среди других! Наконец, как удалось воплотить в натуре авторские замыслы, о которых прежде рассказывалось в «Ленинградской панораме» (1984, № 5)!

Второй вестибюль станции «Площадь Александра Невского» расположился, как и первый, в самом устье главного городского проспекта, но по другую его сторону. В отличие от существующего входа, «спрятавшегося» в объеме гостиницы «Москва», новый активно выявлен. Он формирует собой полукруглый торец производственно-бытового корпуса Ленметрополитена, вставшего вдоль Чернорецкого переулка, и неплохо просматривается из-за «плеч» низкого дома архитектора И. Е. Старо-ва, сохраненного в неприкосновенности.          Своеобразным приглашением к метровокзалу служит также видимая отовсюду верхняя часть только что сооруженного здания. Своими формами она в точности повторяет облик встроенного павильона.
Тот же творческий коллектив интересно решил интерьер эскалаторного зала. Его пол устлан карельским гранитом, а в стенах, облицованных белым мрамором, устроены больше-размерные витражи. Благодаря им зрительно расширяется пространство, открывается доступ дневному свету. Бросается в глаза эффектный купол, образованный пространственной ра-диально-складчатой конструкцией ЛенЗНИИЭПа.
Внизу короткий переход вводит в станционный зал. Он здесь колонного типа, что было продиктовано геологическими условиями. А его значительная              протяженность (160 метров) тоже задана необходимостью приема в будущем восьмивагонных составов. В столь жестких рамках конструктивной схемы поиск изобразительных            приемов оформления подземного зала оказался непростым. Авторы проекта пошли по пути максимального использования существующих колонн. Только сделали на них скосы для удобства проходящих пассажиров. А сводчатые очертания превратили в сплошную аркаду, над которой устроили к тому же целую череду маленьких оконцев-бойниц, прикрытых крупной решеткой. Сквозь нее льется из ниш мягкий свет ртутных ламп, направленный вверх. Облицованная белым мрамором галерея в какой-то степени напоминает древнерусскую архитектуру, созвучную избранной образности убранства станции имени легендарного полководца старины.
Общую тему победоносной борьбы за независимость Руси развивает и еще один оригинальный мотив, использованный в отделке путевых стен. Они облицованы ступенчато наложенными друг на друга лепестками золотистого цвета, словно образующими «чешую» ратных кольчуг. Полная технологичность панелей-рам, на которые в заводских условиях крепились штампованные элементы, позволила в считанные дни смонтировать их по месту.
Рельефное панно, изображающее шеренгу русских всадников на боевых конях, которое замыкало прежний станционный зал, теперь перенесено в торец перехода к новому подземному дворцу. Жаль только, что к его открытию не поспела бронзовая скульптура Александра Невского. За ваяние его образа взялся лауреат Ленинской премии, народный художник СССР М. К. Аникушин. Ленинградцы вправе надеяться, что он в ближайшее время порадует их своим произведением, а станция получит столь недостающий ей акцент. А пока специально подготовленная для этого ниша пустует…

Станция «Красногвардейская» не имеет обычного павильона. Как подходы к ней, так и ее кассовый зал с турникетами размещены в подземном этаже площади, который тут весьма развит. В частности, по всему периметру устроен общий коридор шириной в шесть метров с двенадцатью спусками с тротуаров и от трамвайных остановок. Со стороны Невы образован аванзал, предназначенный для встроенных киосков — газетного, цветочного, аптечного, а также для установки телефонов-автоматов.
Думается, что именно подобные подземные пространства — наиболее перспективный путь для оборудования метровокзалов в городской среде. При этом хотелось бы, чтобы в комплексе с ними обязательно предусматривались места для торговых и общепитовских точек быстрого обслуживания. Тогда оборудуемые переходы станут много привлекательнее.
Вполне отрадное впечатление оставляет эскалаторный зал. Его стены, сплошь облицованные мрамором красного тона, при хорошем освещении создают мажорное настроение.
В эскалаторном торце радует группа светильников из выгнутой меди. Их срезанные под острым углом вершины образуют пятилучевые очертания, через которые проливаются пучки света.
Дизайнерским          акцентом
подземного зала должны бы стать подвешенные по центральной оси семь светильников кольцевой формы. И хотя они большого диаметра, занимают почти весь потолок, но желаемый эффект вряд ли создают. Внутри колец расположены трубчато-ленточные построения из медной чеканки. Однако их образный смысл настолько завуалирован, что кажется абстрактным.
Да и вообще, обширное пространство под большепролетным сводом выглядит несколько пустынно. Здесь лишь применены облицовка путевых стен полосой розоватого мрамора да строгий рисунок пола, выложенного большими квадратами серого гранита в обрамлении плит коричневого. А ведь в распоряжении оформителей имелись материалы с богатыми возможностями. . .
Пустое место осталось пока в торце платформенного зала «Красногвардейской». Там выполнен задник из полирован--ного мрамора, но обещанная скульптурная композиция на тему названия станции еще изготавливается.
Архитекторы вину за неудачу сваливают на художников «Росмонументискусстеа». Мол, они не поспели к сроку, доделают работу. Хотелось бы спросить авторов проекта: в чем же их роль?

Метропавильон «Ладожской» встал на площади у проектируемого сейчас нового железнодорожного вокзала, что появится на пересечении проспектов Заневского и продолжения Энергетиков. Он станет общим объемом будущего крупного здания, где подземка еще раз напрямую соприкоснется с наземными поездами. Но это тем не менее не наложило на него печати недостро-енности, недоделанности.
Наоборот, вновь созданный павильон выглядит особо представительным. Его фасад облицован и доломитом, и гранитом, и стемалитом. Входная и выходная зоны оснащены приглашающими козырьками. Над кровлей возвышается большой остекленный по периметру фонарь, а по всей тыльной стороне устроены сплошные витражи. Это, кстати, будущие проходы на железнодорожные платформы. Помещения в результате полны дневного света, кажутся просторными.
Все сооружение покоится на колоннах. На них же поднят и потолок, в своей центральной части имеющий форму неправильного восьмигранника и перекрытый армоцементной структурой. К ней, в свою очередь, подвешена люстра, повторяющая собой восьмиугольные очертания светового фонаря.
Архитектурное оформление станции «Ладожская» посвящено одной из самых героических страниц в блокадной эпопее Ленинграда — его легендарной Дороге жизни. И прелюдия этой темы уже «слышится» в облике вестибюля, где использован серо-голубой уфалейский мрамор, ассоциирующийся с водами Ладоги. Им, в частности, сплошь облицованы порталы как над входом в эскалаторный тоннель, так и над просторным выходом из него. Но подлинный гимн Дороге жизни звучит под сплошным сводом подземного зала. Его боковые стены по низу выполнены в том же мраморе, отливающем голубизной, и увенчаны фризом из темно-серого полированного гранита с названием станции. «Седая» Ладога словно бы подступает к обеим сторонам платформы. А на ней в два ряда протянулись «путевые» столбы. Это стилизованные под них беломраморные торшеры — хороших пропорций и форм, сомасштабные по высоте. Из-за своих бронзовых экранов с памятными датами «1941—1944» они излучают пучки света. Пол на всей площади устлан серыми гранитными прямоугольниками, окантованными черными полосами лабрадорита. В торце виднеется белое пятно в обрамлении темного портала. Это место для будущей мраморной композиции «Торосы ладожского льда», которую в эскизах проработали авторы проекта и уже готовы передать в руки мастеров каменных дел.
Кстати, 22 светильника-торшера и три пары массивных скамей не только «населяют» собой огромный простор зала, привносят в него определенный уют. Они вместе с «разметкой» пола делят платформу на посадочные зоны и центральную проходную, что продиктовано элементарной заботой о пассажирах.

Четвертая станция Правобережной линии — «Проспект Большевиков» достигает Веселого поселка. Ее тут же облюбовали массы новоселов. По утрам целые потоки людей устремляются к новому центру притяжения, каким стал транспортный узел на пересечении проспекта Большевиков и улицы Коллонтай.
Наземный вестибюль разместился в будущей парковой зоне. Поэтому он выполнен наиболее компактно — круглым в плане. В то же время его объем двухэтажный. Второй — имеет окна, прикрытые скошенными экранами из профильного алюминия, и отделан по всему поясу также анодированным сплавом. Он отдан слу-жебно-бытовым помещениям. Фасад в основном облицован сааремским доломитом светлого оттенка и своей пластичностью, очевидно, неплохо впишется в природное окружение.
Навстречу пассажирам обращен стеклянный вход, гостеприимно зовущий их войти внутрь. Сойдя по Двум маршам вниз, они видят перед собой довольно просторный и высокий кассовый зал, облицованный мрамором светло-коричневого тона и перекрытый ребристой конструкцией, создающей эффект парящего в воздухе купола. По его нижнему кольцу установлены светильники, заливающие весь вестибюль мягким светом.
Пространственную конструкцию предложили в Лен-ЗНИИЭПе. Авторы проекта умело привязали ее к местным условиям, в частности расположили на такой высоте, что она манит своим светлым пятном буквально от низа эскалатора.
Неординарные решения нашли архитекторы для устройства собственно большепролетного зала. Он тут покрыт не единым зонтом, а набран из трех. В их сопряжениях находятся мощные светильники. Это придает своеобразие потолку, составленному в общем-то из типовых элементов, но который прежде на подобных станциях не встречался. Причем его средний свод, что возвышается над боковыми в путевых зонах, активно высвечен и динамично устремлен к торцевой части, веерообразно нависающей над тоннелями. Такое же зрительное направление создают фриз и полосы, выложенные в полу.
Итак, контраст прочного гранитного основания путевых стен и разомкнутого белого свода, открытая перспектива простора, использование всего двух фактур — полированного камня и обычной штукатурки — придают интерьеру станции простой и лаконичный образ. Жаль только, что система подсветки потолка одновременно «высветила» некоторые дефекты армоцементных зонтов. Это, надо надеяться, устранит последующий косметический ремонт.
Красноватый гранитный фон в обрамлении светло-серого, несомненно, создает в акцентируемом месте ту среду, где со временем появится объемно-ажурная композиция, достойная названия станции. Приходится только сожалеть, что сейчас там помещена временная, наспех выполненная модель, изображающая серп и молот. Впоследствии она будет сделана из цветного металла с тщательной деталировкой и хорошим исполнением.

Приходится признать, что для ' 'вновь сооруженных станций характерна некоторая незавершенность их архитектурно-художественного облика. Объясняется это, с одной стороны, тем, что мастера искусств просто не поспевают за высокими темпами, какие ныне набрали метростроевцы, а с другой — недостаточным привлечением к важому делу всего богатого творческого потенциала, которым располагает Ленинград для своевременного и качественного оформления метро.
Известен испытанный путь поправить положение — объявление открытых и заказных конкурсов на проектируемые станции. Путем такого творческого состязания, несомненно, удастся мобилизовать и привлечь к поискам современных конструктивно-архитектурных разработок и высокого идейно-художественного оформления новых сооружений свежие, способные и талантливые силы. Тогда подземные дворцы не утратят черт той красоты и образности, человечности и одухотворенности, какие глубоко присущи советскому метростроению.
Ныне на четырех действующих линиях Ленинградского метро общей протяженностью 83 километра имеются 44 станции. Ежедневно ими пользуются 2,5 миллиона пассажиров.
А городская подземка продолжает свое развитие. В 1987 году Правобережная линия пополнится еще одним метровокзалом — «Красных комиссаров» с вестибюлем на улице Дыбенко. Пусковой участок будет и на Московско-Петроградской. Там трассу прокладывают от «Удельной» на север, в жилмассив Шувалова-Озерков, где появятся две станции — одна в составе экспериментального квартала на пересечении проспекта Энгельса с Выборгским шоссе, другая — на проспекте Просвещения.
Пересадочные узлы в подземных залах «Площадь Восстания»—«Маяковская» и «Невский проспект» — «Гостиный двор» сейчас получили дополнительные нагрузки. Чтобы отвести от них значительную часть пассажиров, намечено соорудить южный участок Правобережной линии от «Площади Александра Невского 2». Здесь предусмотрены три новые станции — «Литовская» близ перекрестка одноименного проспекта с Транспортным переулком, а также «Владимирская-2» и «Площадь Мира-2», которые возникнут рядом с существующими. Кстати, старые подземные залы там подвергнутся существенной реконструкции с целью увеличения количества выходов с платформ и оборудования кратчайших переходов между метровокзалами. Первый из них получит павильон на Владимирской площади, другой будет подземным. К сожалению, развитая система пешеходных тоннелей относится на отдаленную перспективу.
Новая магистраль, пересекающая две действующие линии метро, обеспечит быстрые пересадки и транзитные поездки для многих пассажиров. Так создаются удобства передвижения на наиболее оживленных скоростных трассах, так окраинные районы надежнее связываются между собой и с центром города.
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Большая премьера метро

Сообщение Константин Филиппов »

«Площадь Александра Невского»

Встроенный наземный вестибюль.

Авторы: архитекторы А.С.Гецкин и Н.В.Ромашкин-Тиманов, инженер В.Г.Самосудов (Ленметрогипротранс).

Оформление подземного зала.

Авторы: заслуженные архитекторы РСФСР Г.Н.Булдаков и В.Н.Щербин, архитектор А.П.Волкова (мастерская №6 ЛенНИИпректа).
Вложения
plan2_platf.jpg
plan2_platf.jpg (69.25 КБ) 12132 просмотра
plan2_stanzia.jpg
plan2_stanzia.jpg (91.86 КБ) 12132 просмотра
plan2_vest.jpg
plan2_vest.jpg (53.03 КБ) 12130 просмотров
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Большая премьера метро

Сообщение Константин Филиппов »

«Красногвардейская»

Один из подземных входов.
Эскалаторный зал.

Авторы: архитекторы В.Г.Сокольский и И.Е.Сергеева, инженеры Т.Б.Михалькова и А.В.Тройникова.

Интерьер станции.

Авторы: архитекторы А.С.Гецкин, В.Г.Сокольский и В.Г.Хильченко (Ленметрогипротранс)
Вложения
krasngvardeyskaya_ploschad.jpg
krasngvardeyskaya_ploschad.jpg (51.8 КБ) 12134 просмотра
krasngvardeyskaya_stanzia.jpg
krasngvardeyskaya_stanzia.jpg (55.56 КБ) 12134 просмотра
krasngvardeyskaya_vest.jpg
krasngvardeyskaya_vest.jpg (51.35 КБ) 12132 просмотра
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Большая премьера метро

Сообщение Константин Филиппов »

«Ладожская»

Наземный вестибюль.

Авторы: архитектор В.Н.Есиновский, инженер Г.Ф.Прошина, при участии С.Н.Кривоносова, В.Ф.Хиврича и Ю.А.Рыжова.

Подземная станция.

Авторы: ахитектор В.Н.Есиновский, инженер Г.Ф.Прошина, при участии С.Н.Кривоносова, Л.А.Филипповой и Ю.А.Рыжова (Ленгипротранс).
Вложения
ladozhskaya_stanzia.jpg
ladozhskaya_stanzia.jpg (61.24 КБ) 12135 просмотров
ladozhskaya_vest_in.jpg
ladozhskaya_vest_in.jpg (102.28 КБ) 12133 просмотра
ladozhskaya_vest_out.jpg
ladozhskaya_vest_out.jpg (58.1 КБ) 12132 просмотра
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Большая премьера метро

Сообщение Константин Филиппов »

«Проспект Большевиков»

Общий вид метропавильона.

Авторы: архитекторы В.Г.Хильченко и К.Г.Леонтьева, инженер Т.Б.Михалькова (Ленметрогипротранс).

Оформление станции.

Авторы: архитекторы Ю.В.Еечко и Р.Ш.Розенталь, инженер Е.В.Голубев (мастерская №5 ЛенНИИпроекта)
Вложения
bolshevikov_stanzia.jpg
bolshevikov_stanzia.jpg (54.83 КБ) 12133 просмотра
bolshevikov_vest_in.jpg
bolshevikov_vest_in.jpg (92.92 КБ) 12132 просмотра
bolshevikov_vest_out.jpg
bolshevikov_vest_out.jpg (38.12 КБ) 12133 просмотра
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Shyrik
Сообщения: 1914
Зарегистрирован: 07 июл 2004, 20:43
id ВКонтакте: 263410
last_fm: 263410
Станция метро: Гостиный Двор
Откуда: 78 rus
Контактная информация:

Сообщение Shyrik »

Респект.
Вот только что я заметил: на красногвардейской отклонились от плана по светильникам. и если смотреть на последнюю фотографию - то уже тогда не все лампочки работали ;)
Место для Вашей рекламы.
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Сообщение Михаил »

Костя, большое спасибо!!! Очень большое!!! Вижу, надо в библиотеку сгонять
Аватара пользователя
TOPMO3
Временно забанен
Временно забанен
Сообщения: 1234
Зарегистрирован: 29 авг 2004, 17:31

Сообщение TOPMO3 »

Супер, вот про всё метро такой раритет бы оформить!
Аватара пользователя
djtonik
Отец-основатель
Отец-основатель
Сообщения: 6769
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 07:02
id ВКонтакте: 0
last_fm: djtonik
Станция метро: Сосновая Поляна
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение djtonik »

СУПЕР!!!! Отличные фотографии! Ещё есть?
...партия сказала «надо» — метрострой ответил «есть»...
---
Ответить

Вернуться в «Старые фотографии»