Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Темы, касающиеся общественного транспорта Петербурга и других городов мира
Аватара пользователя
Serge_predator
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 15:20

Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Serge_predator »

Уважаемые участники форума!
В настоящее время проходит конкурс студенческих идей развития Петербурга "Fancy - Город без Проблем, организованный Администрацией города и газетой "Деловой Петербург". В рамках конкурса команды-участники представляют проекты (на уровне концеции с обоснованием).
Я возглавляю команду-финалиста этого конкурса. Мы разрабатываем проект запуска нового вида транспорта - Городской электрички.
На этом форуме я хотел бы представить аннотацию и список планируемых маршрутов для обсуждения. Любые предложения будут с благодарностью учтены, кроме того, я готов ответить на любые вопросы участников форума. Конкурсные работы будут сданы 10 апреля, а финал состоится 27 апреля (в Зале инвестпроектов на Пл. Островского, 11, время будет уточнено)

Городская электричка.
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Предлагаемый проект состоит в том, чтобы организовать движение электропоездов в черте Санкт-Петербурга с использованием уже существующих железных дорог, и таким образом, создать еще один вид городского внеуличного транспорта. Предлагается постепенно создать целостную и продуманную систему из 7 маршрутов, отвечающих настоящим и будущим потребностям горожан и бизнес-сообщества.
Этот проект является инфраструктурным, он способен уже в краткосрочной перспективе и при умеренных инвестициях (около 1% годового бюджета в течение 10 лет) решить множество транспортных проблем горожан, стать стимулом для развития целых районов города, в том числе промышленных зон. Введение городской электрички повысит деловую активность, привлечет новые инвестиции, в том числе иностранные, поспособствует реализации таких стратегических целей города, как вывод предприятий из исторического центра, его освобождение от излишних транспортных потоков, развитие депрессивных территорий промышленного пояса. Особая роль отводится маршруту в аэропорты Пулково, который станет убедительным доказательством интеграции Петербурга в европейское сообщество и очередным шагом в реализации замысла «Окна в Европу». Кроме того, ныне незастроенная территория вокруг станций, где будут формироваться сравнимые с метро пассажиропотоки (при интервале 5-7 минут в час пик), имеет отличные перспективы размещения коммерческих объектов недвижимости, что будет выгодно и горожанам, и городу, и бизнесу.
Городская электричка хорошо зарекомендовала себя в зарубежных (например, Хельсинки, Берлин) и российских городах (например, Казань, Пермь, Пенза).
Одна из ключевых проблем города в том, что линии метро - единственного скоростного транспорта, идут лишь из центра на окраины, а прямого сообщения между окраинными районами нет. К тому же, существующие и перспективные промзоны (Парнас, Шушары, Пулково) плохо интегрированы в транспортную сеть. Строительство метрополитена сопряжено с колоссальными по сравнению с городской электричкой затратами, а она, между тем, вполне сравнима с метро по скорости и надёжности. Она привлекательна и тем, что подавляющее большинство инфраструктурных объектов для ее функционирования уже существуют.
Однако движение пассажирских поездов осуществляется только от вокзалов по пригородным направлениям, а пересадочных станций и сообщения между разными направлениями нет. Данный проект призван заполнить образовавшуюся нишу. Для его реализации необходимо построить ряд отдельных сооружений: станции, дополнительные пути на однопутных железных дорогах, путепроводы, в том числе автомобильные. В случае её реализации будет создана единая транспортная сеть, хорошо связанная с метро и другими видами общественного транспорта.
Полная стоимость проекта оценивается в 737 млн. $ (все в ценах 2005 года), в том числе 77 млн. $ на создание скоростной беспересадочной связи аэропортов Пулково 1 и Пулково 2 с Балтийским вокзалом. Стоимость пилотного проекта (Ладожский вокзал – Лесная) 86 млн. $. При общей протяженности линий около 130 км стоимость 1 км пути составит 5,5 млн. $, то есть почти в 5 раз дешевле конкурирующего проекта - надземного экспресса.
Проект должен окупиться в среднесрочной перспективе, при условии участия в нём государства, а с учётом полезных для общества эффектов, такое участие более чем оправданно. Кроме того, в нём вполне могут участвовать стратегические инвесторы, заинтересованные в развитии прилегающих территорий. Проект является гибким, может быть дополнен, его реализация почти нигде не нарушит интересы третьих лиц и не потребует дополнительных земельных ресурсов.
С учётом рассмотренных ниже проблем общественного транспорта в Санкт-Петербурге, введение городской электрички является единственно верным способом их комплексного решения. Вместе с тем, его реализация укрепит авторитет Администрации города и станет действительно мощным стимулом к дальнейшему развитию Петербурга. Этот проект достоин быть реализован в нашем городе.


Список предлагаемых маршрутов:
1) Лесная* - Кушелевка – Лабораторная* - Пискарёвка – Бестужевская* - Полюстрово* - Ладожский вокзал – Стеклянный городок* - Навалочная 2* – Волковская – Воздухоплавательный парк 2* - Электросила* - Броневая – Краснопутиловская* - Автово* - Ул. Маршала Казакова*
2) Автово* - Ленинский пр. – Счастливая улица* - Предпортовая - Пулковское шоссе* – Московское шоссе* - (Купчино) – Балканская 2* - Балканская 1* - Софийская* - Обухово
3) Лесная* - Ланская – Светлановская пл. - Удельная – Коломяги* – Озерки – Шувалово – Новоорловская* - Выборгское шоссе* - Парнас* - Пр. Энгельса* – Пр.Художников* – Пр. Культуры* – Светлановский пр*. – Ул. Руставели* - (Девяткино) – Мурино – депо Ручьи* – Ручьи - Пискарёвка
4) Обухово – Сортировочная - Фарфоровская – Ул. Салова* - Волковская – Воздухоплавательный парк – Благодатная улица* – Бассейная* – Пр. Славы - Ул. Димитрова* – Купчино - Шушары
5) Балтийский вокзал – Броневая – Ленинский пр. - Пулково 2 – Пулково 1
6) Автово* - Ленинский пр. – Счастливая улица * - Дачное – Ул. Лени Голикова* – Ульянка - Лигово – Сосновая поляна
7) Лесная* – Ланская - Новая Деревня – Заусадебная* - Старая Деревня – Планерная – Яхтенная - Лахтинский разлив*

Примечание
• <*> - не существующие пока станции
• В скобках – заход на стацию
• жирным шрифтом – станции пересадки на метрополитен, пригородные направления или другие маршруты городской электрички.
Аватара пользователя
Till
Сообщения: 2050
Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
id ВКонтакте: 1235384
Станция метро: Академическая
Откуда: Ленинград

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Till »

Сама по себе идея интересна - использование соеденительных ж-д веток в городе для организации пассажирского движения. Смущает несколько вещей. Моё мнение, конечно, несколько эмоциональное (я, в отличие от вас, не делал рассчётов), и тем не менее...
1. Чрезмерная частота остановок на некоторых участках. "Выборгское шоссе-Парнас-Пр.Энгельса-Пр.Художников-Пр.Культуры-Светлановский пр.-пр.Руставели"? Конечно, теоретически все эти остановочные пункты будут востребованы. Но это в два с половиной раза чаще станций метро и недалеко от частоты трамвайных остановок. Возможно ли это в условиях электропоезда? Кстати, не указано, хотя бы в принципе, каким будет подвижной состав и как будут оборудоваться платформы (я имею ввиду хотя бы их длину).
2. Как рассчитывается сопряжение сих электричек и их традиционных собратьев? В случае тех веток, где ныне пассажирского движения нет - всё благополучно. Но затрагивается много участков, где уже сейчас есть интенсивное движение электропоездов.
3. Неясно соединение сети электропоездов с сетью метро. Что имеется ввиду, например, под станцией "Лесная"? Или эти станции будут находиться на значительном удалении друг от друга (что будет весьма сильно ударять по эффективности подобных пересадок), или не удасться соблюсти одно из главных "козырных" условий проекта - отсутствие требования дополнительных земельных ресурсов и ущемления интересов третьих лиц.
Моё первое впечатление от проекта - следует предпочесть более широко расположенные остановочные пункты (что будет иметь следствием выигрыш в скорости перемещения, полагаю, достаточно существенный). А сама идея в целом интересна.
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!

В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
Аватара пользователя
Serge_predator
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 15:20

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Serge_predator »

2 Till
Благодарю Вас за проявленный интерес.
Отвечу последовательно.
1. Нас не смущает небольшая длина перегонов - ведь основная задача - обеспечение пассажиропотока, к тому же на указанном Вами участке самый короткий перегон Выборгское ш. -Парнас 1300м, а, например, перегон Озерки - Просвещения 1700м. А на ж-д. есть и перегон Озерки - Шувалово 850м, у трамвая перегоны по 300-400м, так что указанная длина перегона на гор. эл-ке всё же нормальна.
2. Станции гор. и пригор. электрички должны быть общие, где будет ходить и то, и другое, только не все пригородные эл-ки должны на них всех останавливаться. Для того, чтобы организовать пересадки, придётся сделать доп. станции на пересечении жел. дорог - в этом случае придется лишь спуститься или подняться - станции надо будет оборудовать павильонами и эскалаторами. Кроме того, мы придумали такую систему оплаты, которая позволит ездить на обоих эл-ках по городу по единому тарифу.
Кстати, даже на якобы перегруженном Финляндском ж-д мосту интервал никак не меньше 10 минут - улучшение системы диспетчировния позволит уменьшить безопасный интервал хоть до 2,5-3 (расходы на это заложены, хоть и приблизительно). Подвижной состав - сначала 2, потом 3-4 вагона по 80 сидячих мест каждый + около 50 стоячих- зависит от маршрута, станции надо делать так, чтобы можно было их удлинить до 10 вагонов пригородной электрички.
3. Для сопряжения с метро гор. электичка должна будет делать "заходы" на станцию - (например, в Девяткино, Купчино). В принципе, только в двух местах её маршруты пересекут линии метро без пересадок - у левобережного съезда с Финляндского ж-д моста и у Новой Деревни - строительство еще одной станции на 3 линии и второго выхода на Черной речке - настолько отдалённая перспектива, что мы не стали перегружать проект. Во всех остальных случаях проблем с пересадкой не возникнет - разве что с Волковской придется прогуляться 400-500м до ж-д станции - столько же народ гуляет от Ст. Деревни до трамв. остановки на Савушкина. При необходимости здесь можно придумать торговый центр с пассажем.
Под станцией Лесная понимается новая крупная станция на пересечении ж-д с Кантемировской улицей - от метро Лесная 2 шага. Там должна остановка пригородной электрички и платформы для гор. электрички + сопряжение с подземным переходом на Лесном\Кантемировской.

Постарался ответить , жду следующих вопросов.
drbug
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2005, 12:24

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение drbug »

Поддерживаю ваше начинание, сам давно удивлялся, что в городе не развивается этот вид транспорта.

Возможно, задам ещё вопросы, но пока такой - почему между ст.м Волковская и одноимённой ст. гжд 400-500 м.? Или это с учётом того, что люди пойдут не по прямой? Или это вызвано нормативами, связанными с путепроводами?

Вообще, было бы интересно узнать более точно предполагаемые места расположения станций, желательно с картами.

<b>ВНИМАНИЕ - загружена новая ИСПРАВЛЕННАЯ иллюстрация взамен удалённой модератором!</b>

Фотография существующей ж.д. станции: http://railstop.narod.ru/photos14/Image-57.jpg
Вложения
ct-volkovskaya-v2.png
>/=\- Dr Bug
Аватара пользователя
Serge_predator
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 15:20

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Serge_predator »

2 Dr Bug
Спасибо за поддержку.
Насчет Волковской: я, наверное, ошибочно принял шахту напротив :twisted: за будущий выход. Просветите, пожалуйста, где же все-таки будет этот выход - если на месте строительной площадки н\х, то это просто здорово - ж-д в двух шагах. Все могут убедиться - видно на фотке от Tolya.

Карту с маршрутами и станциями постараюсь загрузить (если совладаю с модемом). Пока объясню словесно. Все действующие станции остаются на своих местах, кроме Воздушки - её надо сместить на север к пересечению железных дорог и кроме Навалочной - сместить на юг.

Теперь по маршрутам:
Про Лесную писал,
Лабораторная - под Кушелевским путепроводом по Гражданскому, Бестужевская - в створе пр. М. Блюхера,
Полюстрово - на пересечении с шоссе Революции,
Стеклянный городок - на пер-ии. с Хрустальной,
Навалочная 2 - у пер-я с Моск. ж-д.
Воздушка 2 - на пер. с Вит. ж-д,
Электросила - на пер. с Московским проспектом,
Краснопутиловская - пер. Балт. ж-д и Красноп. улицы,
Автово - пер. Стачек и Автовской (под путепроводом),
ул . Маршала Казакова - на её перекрестке с пр. М. Жукова- там будет небольшое ответвление от ж-д. (кстати, на участке Броневая - марш. Казакова будут всё же доп. пути - из-за интенсивного движения в порт.
2) Счастливая ул. -ее створ,
Пулковское шоссе, Московское шоссе, Софийская - на пересечении этих улиц с ж-д линией Дачное - Обухово.
Балканская 2 - в створе Купчинской ул,
Балканская 1 в створе Бухарестской.
3) Светлановская пл. - западнее площади, у Богатырского пр.
Коломяги - пересечение Выб. ж-д и Поклонногорской
Новоорловская - в конце Новоорловской улицы (у будущего не знаю чего, то ли Алферовского технопарка, то ли жилого микрорайона)
Парнас - у будущей ст.м.
Выб шоссе, Пр. Энгельса, Художников, Культуры, Руставели - на их пересечении с Суздальским пр.
Депо Ручьи - в створе Северного

Далее Салова, Лёни Голикова - по аналогии
Заусадебная - на перекрёстке с Полевой Сабировской
Лахтинский разлив - Школьная \Туристская
Все вроде перечислил.

От админа: адреса шахт не постим!
Аватара пользователя
Sab25
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 30 сен 2005, 18:43
Откуда: Санкт-Петербург, Гражданка

Сообщение Sab25 »

Заманчиво... Но кажется нереальным.

Вопрос 1: а каким будет скорость и, следовательно, время поездки? и не будет ли выгоднее ехать на метро, чем на городской электричке.

Вопрос 2: мне кажется, что нет правого поворота от Шувалово к Парнасу. Или я ошибаюсь?

И еще: 3 маршрут логично замкнуть Пискаревка-Кушелевка-Лесная. или сделать кольцевым минуя Лесную.
drbug
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2005, 12:24

Лесная - Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение drbug »

Спасибо за информацию, буду размышлять.

По поводу Лесной - правильно ли я понял её расположение? (см. схему)
Вложения
ct-lesnaya.png
>/=\- Dr Bug
Аватара пользователя
Serge_predator
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 15:20

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Serge_predator »

2 Sab25

Может быть, конечно, что звучит несколько неожиданно, но этот проект вполне реален - при нормальном воплощении, естественно. Если сравнивать, например, с Германией, где S-bahn - гор. электричка является основой транспортной системы очень многих городов, у нас размах не тот. Там эта электричка ходит по выделенным линиям, но, с другой стороны, в том же Екатеринбурге ухитрились запустить подобный транспорт без выделенных путей, и вполне удачно, поэтому этот проект нельзя назвать экспериментом - это скорее перенятие опыта.

1 На самом деле мы прекрасно понимаем, что электричка не сможет кокурировать с метро в секторе перевозок с одного конца города на другой - никто не поедет с Девяткино до Дачного с двумя пересадками. А вот добираться от метро и жилых районов до промзон, рядом с которыми проходят маршруты - совсем другое дело, здесь ей не будет равных. К тому же, зачастую будет удобнее ехать именно на гор. электричке, а не метро именно из экономии времени, а не только в честь отсутствия толкотни на пересадочных станциях

Что касается скорости, то чудес тоже ждать не стоить - её скорость составит около 37 км\ч с учетом остановок, то есть примерно столько же сколько сечас "выжимает" пригородная по городу на нормальных участках - подходы к вокзалам не в счет.

2 Этого поворота, нет, как и очень многих других, но расходы на их сооружение с путепроводными развязками - ! - уже заложены - иначе откуда мы бы взяли 700 с лишним млн$

3 Мы думали и над этим вариантом, но решили, что сразу 2 маршрута при интервале 5-7 минут - это слишком, лучше будет сделать удобные пересадки.

Поскольку были вопросы, я обобщу параметры.
7 маршрутов (№1 - базовый, остальные 6 имеют на него пересадку)
состав - 2-4 вагона
интервал - 5-7 минут
стоимость со всеми потрохами 730 млн$
Аватара пользователя
Serge_predator
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2006, 15:20

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Serge_predator »

Dr Bug, Вы почти правы, только станция будет чуть ближе к Кантемировской ул. Места для платформ там навалом.
drbug
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2005, 12:24

Парнас - Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение drbug »

Ну, не знаю-не знаю. Если судить по снимку, то до здания там 12-15 м., и не знаю, хорошо ли там ставить платформу. Кроме того, не забывайте, что там - путепровод, и активное торможение на нём, возможно, не есть очень хорошо.

Хорошо, следующий большой вопрос. Как вы собираетесь сопрягать с наземными ст.м. - скажем, с Парнасом? Хорошо, положим, на восток из ТЧ идёт ж.д. полотно (которое придётся дорабатывать - и, кстати, оно над тоннелем метро, и причём - не самым благополучным). Как вы собираетесь вести ветку на запад (к Выборгскому шоссу)? Наперекрёст с путями метрополитена?! Или с юга от ТЧ?

Или Парнас
Вложения
ct-parnas.png
>/=\- Dr Bug
Bu904
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 12:20
Откуда: Spb

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение Bu904 »

Красивые фантазии. Рекомендую поместить начальный пост на ТР.РУ http://www.tr.ru/forum/list.php?f=9 - там более конкретно ответят почему эта идея обречена на гибель.

А вкратце - так:
1. ОАО РЖД не заинтересовано в развитии пас. перевозок. Даже есть субсидирует субъект РФ.
2. РЖД не заинтересованно в увеличении нагрузок внутри узла.
3. Подвижной состав - откуда его брать? Или предлагаете ЭР2(4МК) использовать? Извините, он жрет электроэнергии. Составность менее 5-ти вагонов на электротяге по конструктивным своим особенностям не пригодна по ГОСТ для эксплуатации на полигоне ОАО РЖД. Пас.потока на 6 вагонов по предложенным маршрутам не вижу. Особенно по №4.
Использовать РА? Не коптите КС!
4. Ну и расстояния кажется все же абсурдными. От Новой Д. до Полевой Сабировской - 10 минут пешком.
5. Про Финляндский железнодорожный и его не загруженности - заблуждаетесь.
Или Вы приемо-отправочный парк Ладожского хотите достроить парком отстоя?
6. Рекомендую ознакомиться хотя бы с расписание гор. электрички Пензы, Казани, Перьми и ответить на вопрос: а будет ли минимальный спрос при интенсивности движения равной интенсивности движения в этих городах.

Резюме: Фтопку этот детский сад. Кроме улыбки ничего не вызывает. Да и подход (без обид) дилетантский.

Чем Вас обычный трамвай не устраивает? Затраты на строительство полотна - намного меньше.

ЗЫ. Я не против гор. электрички. Только вот в таком виде она не нужна ни городу, ни ЖД.
Транзитные маршруты на 10-20 пар от Зеленогорска (тоже кстати СПБ) до Пушкина (тоже кстати СПб) и от Девяткино до Петергофа/Ломоносова (тоже кстати СПб) еще может быть имеет право на жизнь.
drbug
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2005, 12:24

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение drbug »

Bu904 @ 2006-03-27, 22:03 писал(а):Красивые фантазии.
Резюме: Фтопку этот детский сад. Кроме улыбки ничего не вызывает. Да и подход (без обид) дилетантский.


Так вот и помогите ребятам доработать проект!
Во-первых, если они победят в конкурсе, то идею решения транспортной проблемы города при помощи городских электричек более пристально рассмотрят специалисты.
Во-вторых, даже если первый блин будет комом, ребята, когда получат дипломы, будут успешно реализовывать уже далеко не дилетантские проекты, а, в отличие от большинства из нас, не будут по-пустому трепаться на различных транспортных форумах.
>/=\- Dr Bug
drbug
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2005, 12:24

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение drbug »

Serge_predator @ 2006-03-27, 15:41 писал(а):2 Dr Bug
Теперь по маршрутам:
Про Лесную писал,
Лабораторная - под Кушелевским путепроводом по Гражданскому,
Бестужевская - в створе пр. М. Блюхера,
Полюстрово - на пересечении с шоссе Революции,

Буду постепенно:

По Лесной - с местом определились (непонятно только с путепроводом и оборотом), с функцией - пересадка на метро - тоже понятно; прилегающий парк теоретически можно тоже для чего-нибудь использовать.

По Лабораторной - мне кажется, что в этом месте она будет не востребована - с юга от Кушелевского путепровода автомобильные фирмы и военные, а с севера - промзона и ст.м. Пл. Мужества поблизости, и в ближайшем будущем ничего измениться не должно. По-моему, у станции под Кондратьевским путепроводом (в 2008 он уже будет) пассажиропоток будет раза в четыре больше - в квартале, ограниченном Бестужевской ул., Кондратьевским пр., пр. Маршала Блюхера и Лабораторным пр. настроили множество немаленьких домиков; да и в квартале 43 Полюстрово, ограниченном пр. Мечникова, ул. Замшина, Бестужевской ул. и Кондратьевским пр. собираются высотки строить. Травмваев и метро там нет.
Что Вы думаете?

В створе пр. Маршала Блюхера - место гиблое, хотя в свете ликвидации трамвайных маршрутов определённый пассажиропоток будет. Здесь станцию двигать, конечно, некуда.

Полюстрово - мне кажется, что посередине между шос. Революции и Б.Пороховской ул. может быть лучше.

А как вы вообще оценивали пассажиропотоки?
>/=\- Dr Bug
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Сообщение Михаил »

На Волковской, прямо около наземного вестибюля, в генплане 1980-х(?) было предусмотрено место под строительство вокзала, разгружающего Московский и Витебский. Возможно, все пригородные поезда с Московского должны были перевести прямо на него. Более точной информации по этому проекту нет.
Аватара пользователя
MaksegZ
Сообщения: 4550
Зарегистрирован: 15 янв 2006, 06:54
Станция метро: Московская
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Городская электричка в Петербурге - конкурсная работа

Сообщение MaksegZ »

Вопросы такие:
1) Может заметил кто - 1-й маршрут частично идет параллельно проектируемой кольцевой линии метро

2) Как собираетесь организовать пасс движение по ст. Автово? Там же напряженное грузовое движение + сортировочная станция (морской порт все-таки) - путепровод спрашивается зачем строили!
Дунайская течёт... как вы судно назовёте, так оно и поплывёт :)

"Надо строить быстро, качественно и недорого" © правительство СПб

Создал чат в ТГ, присоединяемся - https://t.me/subwaytalks
Ответить

Вернуться в «Общественный транспорт»