Искусство спускается в петербургское метро

Обсуждение карт, схем, звуковых объявлений, рекламы в метрополитене.
Ответить
Аватара пользователя
ArtTrapeza
Сообщения: 768
Зарегистрирован: 30 дек 2006, 11:56
Станция метро: Проспект Просвещения

Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение ArtTrapeza »

«Петербургский дневник»
19 ноября
Понедельник
2012
№89(455)
Завершаются работы по оформлению станции метрополитена «Бухарестская», которые проводит мозаичная мастерская при Академии художеств. О том, что увидят там пассажиры, и о планах на будущее рассказывает народный художник России Александр Быстров.

- Вашей дипломной работой стал эскиз мозаики «Александр Невский» для одноименной станции метрополитена Северной столицы, потом были десятки других интересных работ. А как будут выглядеть «Бухарестская» и «Международная», которые планируется сдать уже в этом году?

- В их оформление мы закладывали простую идею – показать Бухарест и архитектуру Румынии, в которой остались зримые следы влияния Византии. Эта тема раскрывается в декоративных плафонах, потолочных светильниках и художественнодекоративном панно, на котором изображены картины осени. Конструкция станции «Международная» задумана как космический корабль. Поэтому наверху мы постарались воплотить в мозаике представление о космосе, откуда, по одной из версий, и произошла наша Вселенная. А внизу мы опираемся на мифы Древней Греции, поэтому там будет Атлант, поддерживающий шар и как бы связывающий прошлое и настоящее, центр города с его дальними районами.

- Вы уже несколько раз сослались на античное искусство. Насколько велико его влияние на наш северный город?

- У нас в Петербурге и культура, и архитектура имеют античные корни. Это колонны, арки, капители, да и вся конструкция города выстроена по принципу Атлантиды – на островах. Поэтому в убранстве петербургского метро в отличие от московского очень сильно прослеживается влияние классического античного искусства. Для примера достаточно назвать станции метро «Нарвская», «Пушкинская», «Площадь Восстания», напоминающие древние храмы. И более поздние – «Дыбенко», «Достоевская», «Спортивная», близкие суровому духу Рима.

В Москве трудно работать из-за отсутствия территории. У нас такая конструкция метро и такие плоскости, на которых можно развернуться. Благодаря тому, что была принята городская программа по вводу новых станций метрополитена, мы получили замечательную возможность участвовать в этом грандиозном по своим масштабам деле. Наша подземка ушла от обезличенных станций, и сегодня мы по праву можем гордиться одним из самых красивых метро в мире.

- В таком случае не могу не спросить: проще и интереснее работать в новых районах, где ваша миссия – нести красоту, культуру, или в старых, где невольно приходится соревноваться с мастерами прошлого?

- В старых районах приходится встраивать станции в существующую территорию, сформированный квартал, куда очень непросто внести мощную идею и нужно входить очень осторожно, как это было, к примеру, при строительстве станции метро «Адмиралтейская». А вот в новых районах большой архитектурный объем, высотные дома и торговые комплексы подстегивают к каким-то сильным движениям.

Между тем сегодня искусство заходит туда с большим трудом. А мы хотим, чтобы оно там поселилось, чтобы у купчинцев появилось метро, где есть мозаика, которая соединяет в себе традиции академического и современного искусства.

Сейчас во всем мире прослеживается тенденция упрощения, удешевления материалов и очень мало рукотворных вещей. А наши мозаики сделаны руками человека, умом, сердцем и талантом художника.

- Ваши творческие интересы довольно широки и реализуются в разных видах и жанрах искусства. Вы даже принимали участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве.

- Это было непростое время. Одни люди выступали за воссоздание храма, другие были против. Жизнь показала, что правы оказались первые. Но тогда для всех это было внове. Я возглавлял одну из трех петербургских бригад, в составе которой были 30 с лишних художников. Мы расписали два придела – Александра Невского и Святителя Николая, один из малых куполов и своды.

В результате жесткого конкурса выиграли право на главную роспись в храме – «Тайная вечеря», на фоне которой проходят все службы. Расписывали храм, как потребовал патриарх Алексий, масляной живописью. Но если в XIX в. роспись храма шла 24 года, мы выполнили все работы менее чем за год.

- Повлияла ли на вас эта работа как на художника, человека?

- Работа над воссозданием живописного убранства храма имела огромное духовное и нравственное значение для всех мастеров. Она повлияла на их мировоззрение, изменила творческую судьбу многих художников. Мы, находясь в современных реалиях, заново открывали для себя мир религиозной культуры. Происходило обретение веры. Позже я также участвовал в росписи храмов в Курске, Кронштадте.

- Вы верующий человек?

- Я из рода старообрядцев, и у меня свое отношение к религии. Я видел, как в день снятия блокады Ленинграда все чиновники пошли на Пискаревское кладбище. И только один губернатор Петербурга Георгий Полтавченко снял шапку и перекрестился перед памятником и памятью погибших. А ведь они отдали за нас свою жизнь. Скажу так: время пришло – мы пришли в религию. Время придет – религия придет в нас.

- Так, может быть, государство, мы, взрослые люди, в том числе педагоги, где-то недорабатываем, не так воспитываем подрастающее поколение? А может быть, просто молодежь у нас уже не та?

- У нас очень талантливая молодежь! Сейчас я говорю как профессор Академии художеств, где преподаю и, хочу надеяться, воспитываю молодое поколение. Пытаюсь сформировать из ребят настоящих художников, профессионалов. И они дают мне такую надежду.

- Знаю, что и сын пошел по вашим стопам.

- Он окончил нашу академию. И могу совершенно точно сказать, что без него, без его энергии, того молодого коллектива, который сформировался вокруг него, без их заинтересованности не было бы многих наших проектов.

- А вспомните себя в их возрасте. Что определило выбор будущей профессии?

- Родители к искусству никакого отношения не имели, мать была домохозяйкой, отец инженером. И художником я стал случайно. В школе рисовал, как все, но было детское увлечение, и я вслед за приятелем пришел в студию Дома культуры. Ее вел бывший фронтовик, подбивший четыре танка на Курской дуге, Павел Власов – человек огромного роста, из донских казаков. Он попросил сделать несколько рисунков, а потом сказал: «Приходи!».

Учиться я поехал в Ленинград в Академию художеств. Моим главным педагогом здесь стал Андрей Мыльников. А это ученик Грабаря, который с Репиным и Суриковым чай пил, знал, о чем они говорили. Он у них как бы в сыновьях был, а я у них, получается, как бы во внуках. Прямая ветка. И хорошо, что есть такая тропа от основания академии к дню сегодняшнему.

- Давайте поговорим о дне завтрашнем. Следующей станцией метро должен стать «Проспект Славы», а это тоже Купчино. Какие идеи вы вынашиваете по поводу оформления?

- Конечно, существовало большое искушение ввести на эту станцию сюжеты Второй мировой войны. Поэтому мы долгое время склонялись к обобщенному образу славы: это Ника, летящая на крыльях, или Родина-мать, или мчащаяся колесница. Но дело в том, что сейчас там находится мемориал воинам, погибшим на войне в Афганистане, а совсем недавно был открыт еще один монумент – памятник всем бойцам спецназа России. Поэтому сейчас мы все больше думаем о том, как увековечить память тех русских солдат, кто поневоле участвовал в войне. Эти люди живы, о них нельзя забывать.

Может быть, в будущем здесь сформируется музей или некий центр притяжения, где смогут собираться воины. Значит, и архитектура должна этому соответствовать. И они должны увидеть зримо, что страна и в том числе деятели культуры о них помнят. В свою очередь мы, авторы художественного оформления станций, понимаем, что они представляют собой выставку наших работ, поэтому чувствуем большую ответственность перед горожанами и гостями. Мы должны гордиться своей историей и Петербургом как
городом большой культуры.

http://www.spbdnevnik.ru/news/2012-11-19/iskusstvo-spuskaeytsya-v-peterburgskoey-metro/
Аватара пользователя
djtonik
Отец-основатель
Отец-основатель
Сообщения: 6769
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 07:02
id ВКонтакте: 0
last_fm: djtonik
Станция метро: Сосновая Поляна
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение djtonik »

Радует, что поскольку на Проспекте Славы два торцевых выхода, не будет торцевой мозаики от Быстрова. Наконец-то тему станции смогут обыгрывать не только ею.
...партия сказала «надо» — метрострой ответил «есть»...
---
islander
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 22:17
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Маяковская

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение islander »

- Давайте поговорим о дне завтрашнем. Следующей станцией метро должен стать «Проспект Славы», а это тоже Купчино. Какие идеи вы вынашиваете по поводу оформления?

Хоть там то обойдутся без мозаик???
Аватара пользователя
andreev
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Славы
Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение andreev »

djtonik, зато развлечётся в вестибюлях. Достало уже это однообразное "искусство".
How could you be so blind?

Изображение
Аватара пользователя
bars
Сообщения: 1484
Зарегистрирован: 09 фев 2005, 10:19
Станция метро: Елизаровская

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение bars »

Поэтому наверху мы постарались воплотить в мозаике представление о космосе, откуда, по одной из версий, и произошла наша Вселенная.


*много думал*
Аватара пользователя
karhu
Сообщения: 3935
Зарегистрирован: 31 дек 2008, 19:14
Станция метро: Василеостровская
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение karhu »

Злые вы :)
Волковская и Бухарестская, имхо, подают надежды своими мозаиками, на других же станциях у мозаик не хватает утончённости, не смотря на особенность стиля.
А если говорить про общую архитектуру станций, то всё пока идёт в нужное русло, то-есть идёт в ногу со временем, но, да, не так смело как в других наших городах. Наверно это особенность Петербурга, что касается внешней современной архитектуры метро и города. :)
"Ключик на 60 дайте, пожалуйста".
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Константин Филиппов »

На мозаике на «Бухарестской» по самому центру красуются буквы АБ выложенные смальтой, в целом это напоминает вотермарк на фотографии жадного автора. В теме по станции даже были фото. Это не чуть не лучше мужика с м... глобусом на «Международной».
ab AVTOVO
Олег Бодня
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 ноя 2008, 11:49

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Олег Бодня »

Всё дело в перенасыщенности мозаиками. Возьмите все станции 5 линии и перечислите, какие дополнительные элементы оформления в них использованы. Только "Чкаловская" будет с витражами, "Садовая" без каких-либо "изюминок" (линии освещения испортили, так и не доделав), "Обводный канал" с декоративными стеклянными панелями + "Волковская" с флорентийской мозаикой. Остальные станции (а их аж 6 штук, включая новые) - все со стандартной "быстровской" мозаикой. И, судя по заявлениям "мэтра", это не предел.

А ведь есть много других возможностей декорировать станции метро. Те же витражи, художественная ковка, малые архитектурные формы, скульптуры, оригинальные светильники и т.д. и т.п. Но, похоже, у нас привыкли проектировать станции метро как конструктор из типовых элементов. "Театральная" - отрадное исключение. И то, пока дойдёт до её постройки, всё сто раз может измениться.
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Константин Филиппов »

Судя по информации с сайта Быстрова (адрес сейчас не помню) витражи на «Парнасе» тоже его творение.
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Almak »

Олег Бодня писал(а):Остальные станции (а их аж 6 штук, включая новые) - все со стандартной "быстровской" мозаикой.

На "Улице Дыбенко" и "Крестовском острове" - не быстровские.
Олег Бодня
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 ноя 2008, 11:49

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Олег Бодня »

Слово "быстровские" я взял в кавычки, потому что вообще без разницы, кто делал мозаики. Главная проблема в том, что для оформления станций используется один и тот же приём, причём не всегда к месту (сочетание мозаики и пластика в принципе нельзя было допускать). Пусть будут витражи, ковка, ещё что-то, хоть от того же Быстрова. Но чтобы было разнообразие, в т.ч. стилистическое. А то эти петропервовские и древнегреческие мотивы уже поднадоели. На паре станций они были в тему, а дальше пошёл какой-то невразумительный копипэйст. Осталось только на "Проспекте Славы" их соединить - сделать мозаичное панно с Петром Первым, окружённым древнегреческими богами :D

Да, и я говорил только про 5-ю линию. У 4-й со стилевым разнообразием на станциях всё более-менее в порядке. ИМХО.
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Almak »

Ну у "ФОРУСа" мозаики гораздо лучше.
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Константин Филиппов »

Олег Бодня писал(а):Осталось только на "Проспекте Славы" их соединить - сделать мозаичное панно с Петром Первым, окружённым древнегреческими богами :D


Судя по этой цитате из заметки:
Но дело в том, что сейчас там находится мемориал воинам, погибшим на войне в Афганистане, а совсем недавно был открыт еще один монумент – памятник всем бойцам спецназа России. Поэтому сейчас мы все больше думаем о том, как увековечить память тех русских солдат, кто поневоле участвовал в войне. Эти люди живы, о них нельзя забывать.

нас ждёт эпическое полотно либо на тему «Спецназовцы в Чечне убивают эмира Хаттаба» либо же на тему «Советские войска борются с талибами в Афганистане».
ab AVTOVO
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13880
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение в40 »

Не понимаю, чем Вам мозаики не угодили?
На мой субъективный взгляд, лучше пусть будут мозаики. Будет больше мозаик - меньше места останется под рекламу.
Если же Вы пытаетесь сравнить нынешние мозаики с теми, которые делались в сталинское время (особенно в Москве), то это сравнение некорректное. Другое было время. Другая страна. Другие товарно-денежные отношения...
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Олег Бодня
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 ноя 2008, 11:49

Re: Искусство спускается в петербургское метро

Сообщение Олег Бодня »

Константин Филиппов писал(а):нас ждёт эпическое полотно либо на тему «Спецназовцы в Чечне убивают эмира Хаттаба» либо же на тему «Советские войска борются с талибами в Афганистане».


Лучше уж тогда сразу "Переодетые в афганцев пьянчуги-инвалиды попрошайничают в вагонах метро". Актуально и современно. На медальонах можно изобразить инвалидов на колясках, справляющих нужду в боковых залах "Пушкинской", торговцев лейкопластырями и пиратскими базами данных, СКМщиков, берущих с ним мзду, граффитистов, отжимателей фотоаппаратов, ну и на главном панно - Великое Руководство ПМ. Извините, не удержался...

в40 писал(а):Не понимаю, чем Вам мозаики не угодили?


Сами по себе мозаики - это хорошо, и даже замечательно. Плохо, что сейчас никаких других декоративных приёмов для оформления станций практически не используют. (Я же об этом уже писал!)
Ответить

Вернуться в «Информационное пространство и дизайн»