За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский метро

Модератор: Nomernoy

Ответить
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

AgRiG писал(а):Не знаю, что было с габаритами в те времена, но не слышал про разные габариты "с контактной сетью" и "без неё".

Тем не менее, это так. В этом можно убедиться, ознакомившись с габаритами железнодорожных тоннелей, построенных в разные годы ХХ века.
AgRiG писал(а):А загонять на этот же участок поезда метрогабарита было бы неудобно. Поэтому и думаю, что хотели сделать две отдельные линии.

Читаем внимательно:
б/ строительство первой очереди, общим протяжением 19,1 клм. вести по Кировско-Выборгскому направлению от Автово до Бабурина переулка и от площади Восстания до Октябрьской железной дороги со станциями:
1. Автово
2. Кировский завод
3. Сад 9-го января
4. Площадь Стачек
5. Балтийский вокзал
6. Технологический институт
7. Витебский вокзал
8. Площадь Нахимсона
9. Площадь Восстания
10. Кирочная улица
11. Финляндский вокзал
12. Бабурин переулок.

В документе предельно ясно сказано, что первая очередь должна строиться по Кировско-Выборгскому направлению от Автово до Бабурина переулка, а не до площади Восстания. Таким образом, это основное направление строительства.
А далее идёт уточнение:
г/ принять габариты тоннелей и станций на участке от Автово до площади Восстания - по габаритам Московского Метрополитена и на участке от площади Восстания до Бабурина переулка и от площади Восстания до Октябрьской железной дороги по железнодорожным габаритам;

Видите, уточнение относительно железнодорожных габаритов сделано для двух раздельных участков, а не для единой линии Бабурин переулок - Октябрьская железная дорога.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Автово

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение AgRiG »

в40 писал(а):Тем не менее, это так. В этом можно убедиться, ознакомившись с габаритами железнодорожных тоннелей, построенных в разные годы ХХ века.
Покопал насчет габаритов: в 1934 г. был принят общесоюзный стандарт, по которому предусматривались габариты с электрификацией и без, практически не отличающиеся от нынешних. Так что да, вопрос лишь в том, рассчитывали на неё в перспективе или нет.

Все равно плохо верится, что кто-то собирался осуществлять движение по подземной линии паровозами. На станциях был бы ад. Насколько понял, паровозы были только в лондонской подземке, но от них отказались еще в конце XIX века, все остальные подземные метрополитены сразу строились в расчете на электрическую тягу. Пусть даже московское и финляндское направления в то время еще не были электрифицированы, предположу, что могли рассчитывать. Экономить на будущем, думаю, в те времена не рвались, ведь и линию строили сразу 8-вагонной.

в40 писал(а):Видите, уточнение относительно железнодорожных габаритов сделано для двух раздельных участков, а не для единой линии Бабурин переулок - Октябрьская железная дорога.
Трасса с широким габаритом все равно должна была быть сплошной, а два раздельных участка — думаю, просто отсылка к уже упомянутым в документе трассам. Очереди строительства по частям, кажется, до сих пор описывают.

Зазор на самом деле получается великоват: от оси пути до платформы не менее 1725 мм (и то электросекция С не пролезла бы, для нее, похоже, надо 1920 мм), а полуширина вагона А — 1350 мм, однако если железнодорожный габарит планировался поначалу на экстренный случай, то до его наступления рельсы могли просто положить ближе к платформе, а в случае необходимости перешить.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

AgRiG писал(а):Трасса с широким габаритом все равно должна была быть сплошной, а два раздельных участка — думаю, просто отсылка к уже упомянутым в документе трассам. Очереди строительства по частям, кажется, до сих пор описывают.

Сплошной трасса не могла быть по определению, т.к. для примыкания участка от площади Восстания до Октябрьской железной дороги всё равно требовались камеры съезда. Скорее всего, они и являлись условными границами участков с разными габаритами.
Насколько я понимаю, железнодорожный габарит нужен был для стратегических нужд (для переброски воинских эшелонов). Следовательно, возможность их прохождения по тоннелям метрополитена предусматривалась в любое время дня и ночи. Поэтому ни о какой перешивке путей и речи идти не могло - в таком деле дорогá каждая минута.
Относительно зазора - соглашусь, разница в габаритах получается весьма приличная: 1875-1350=525 мм. Но, думаю, проектировщики что-нибудь придумали бы для устранения такого большого зазора (например, откидные настилы).
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Автово

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение AgRiG »

в40 писал(а):Сплошной трасса не могла быть по определению, т.к. для примыкания участка от площади Восстания до Октябрьской железной дороги всё равно требовались камеры съезда. Скорее всего, они и являлись условными границами участков с разными габаритами.
Не понимаю, что и к чему вы пытаетесь сказать. Нет смысла строить два отрезка большего габарита с кусочком метрогабарита между ними, который мешал бы сквозному проезду. Поэтому трасса, позволяющая пропустить состав ж/д габарита, очевидно, была непрерывной. А вот метрогабарит заканчивался в камерах съездов перед "Пл. Восстания".

в40 писал(а):Следовательно, возможность их прохождения по тоннелям метрополитена предусматривалась в любое время дня и ночи. Поэтому ни о какой перешивке путей и речи идти не могло - в таком деле дорогá каждая минута.
В военное время — да, а в мирное-то зачем? Есть железнодорожный мост. В случае начала войны до появления первого воинского эшелона путь можно успеть перешить пять раз.

в40 писал(а):Относительно зазора - соглашусь, разница в габаритах получается весьма приличная: 1875-1350=525 мм. Но, думаю, проектировщики что-нибудь придумали бы для устранения такого большого зазора (например, откидные настилы).
Откидывающиеся для каждого поезда? Тогда уж проще прилепить к платформе съемную приставку, которую можно снять за пару часов, если совсем быстро надо. Да, наверно, так даже лучше, чем сдвигать-перешивать путь.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

AgRiG писал(а):Нет смысла строить два отрезка большего габарита с кусочком метрогабарита между ними, который мешал бы сквозному проезду.

Почему между ними? Южный участок (назовём его так) от Автово до Площади Восстания - с метрогабаритом; северный участок от Площади Восстания до Бабурина переулка - с железнодорожным габаритом. Примыкание участка от Октябрьской ж/д до площади Восстания к основной линии - через группы камер съезда (как они могли быть расположены, - перед станцией или за ней, - не обсуждаю, т.к. это зависело от места расположения станции и трассировки линии).
AgRiG писал(а):В военное время — да, а в мирное-то зачем? Есть железнодорожный мост.

Вы, очевидно, забыли, в какое время было принято решение о строительстве метро в Ленинграде.
В Приказе народного комиссара путей сообщения сказано:
I. Начальнику Метростроя тов. ГОЦИРИДЗЕ и его первому заместителю т Самодурову:
а/ приступить немедленно к строительству Метрополитена в Ленинграде;

Немедленно - потому, что на дворе стоял 1941 год, в Европе уже вовсю шла вторая мировая война и Советский Союз готовился к войне с гитлеровской Германией. Поэтому для мостов, имевших стратегическое значение, были нужны дублёры, защищённые от разрушения в результате авиаударов или диверсий. И такие дублёры планировалось построить в Киеве под Днепром и в Ленинграде под Невой.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Zhuravkov
Сообщения: 2391
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 16:42
Станция метро: Спортивная-2
Откуда: Васильевский остров

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Zhuravkov »

если обратиться к мировой практике, то разница габаритов не представляет большой проблемы, в Америке вопрос решался выдвижными мостиками https://ru.wikipedia.org/wiki/Саут- ... метро)
но наверняка, в момент принятия решения о ж\д габарите, о мелких технических деталях не думали, так далеко в будущее не заглядывали.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

Да, такие детали прорабатывались бы уже в процессе строительства.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Konik_new
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 май 2015, 17:14
Станция метро: Автово

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Konik_new »

По материалам газеты "Ленинградское метро"

1946 год

В рамках 4-й пятилетки (1946-1950) было запланировано возобновление строительства Ленинградского (и Киевского) метрополитена с целью в 1950 году ввести в строй первую очередь в составе 8 станций от Автово до Московского вокзала через район Кировского завода, пл. Стачек, Балтийского и Витебского вокзалов.

На 1946 год были запланированы подготовительные работы, связанные с очисткой строительных площадок, расконсервацией пройденных до войны стволов и строительством наземных сооружений.

В этом году упоминаются шахты 5/6 (станция Кировский завод), 11/12 (станция у Нарвских ворот), 14/15 (у Балтийского вокзала), 17 (станция Технологический институт), 18 (Бронницкая улица), 26 (у Московского вокзала). Названия через дробь соответсвуют строительным площадкам с двумя стволами.

апрель

Начата откачка воды из шахты 14

май

Откачана вода из шахты 14.

июнь

До конца года планируется пройти руддвор и подходные штольни на шахте 5, откачать воду из шахты 6.

июль

Откачана вода из шахты 17. Начат разбор завалов на площадке шахты 18.

август

Откачана вода из шахты 6, начата забутовка старых штолен. Полностью очищен ствол шахты 17. На площадке 12 шахты начата сборка первого в Ленинграде проходческого щита, доставленного туда еще весной 1941 года из Москвы.

сентябрь

Ко Дню Победы над Японией (2 сентября) частично откачана вода из шахты 26. К конце месяца откачаны последние 25 метров. На шахте 6 возведен первый в Ленинграде копр.

Октябрь

Начата вертикальная проходка на шахте 26.

ноябрь

К годовщине Революции закончен копр на шахте 12. На шахте 6 окончены все подготовительные работы к началу горизонтальной проходки, обязуются к 5 декбрю пройти 10 метров руддвора. Идет вертикальная проходка на шахте 26.

Декабрь

7 декабря на шахте 6 начали бетонировать первую из пяти калотт руддвора. Продолжается вертикальная проходка на шахте 26.

По итогам года Ленметрострой выполнил план на 57.7%.
Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

Давно не делал новых схем по довоенным шахтам.
Следующей на очереди, пожалуй, будет 11-я. Интересна эта шахта тем, что она единственная, где трассировка венттоннеля полностью совпадает с осью подходной штольни, пройденной в 41-м году. Более того, бетонная обделка руддвора также была сооружена до войны. После расконсервации шахта использовалась для строительства щитовых монтажных камер Нарвской и, помимо этого, камер съездов, тупика за станцией и дополнительных сооружений (упс, о чём это я), для чего была сооружена временная подходная штольня, забутованная по окончанию строительства первой очереди КВЛ.

Упомяну ещё один интересный факт. Как известно, венткиоски почти всех шахт 1-й очереди устроены со смещением относительно ствола. Для их соединения служит верхнее вентиляционное устройство (ВВУ) - коллектор прямоугольного сечения, построенный открытым способом на глубине в несколько метров. Так вот, впоследствии над ВВУ 8-й и 11-й шахт были построены многоэтажные жилые дома. В этой связи возможны какие-либо конструктивные особенности фундаментов д.1 по пр. Стачек и д.22 по ул. Трефолева. Мне лично в подвале бывать не доводилось, поэтому определенно утверждать не могу, но может кто-то в курсе и видел =)

Ну и схема как обычно, по щелчку полный размер (4.4 Мб):
Shaft_11-v1.01.jpg
Zhuravkov
Сообщения: 2391
Зарегистрирован: 27 фев 2007, 16:42
Станция метро: Спортивная-2
Откуда: Васильевский остров

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Zhuravkov »

на форуме http://www.aroundspb.ru/ пишут:
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... fe3a0e6608
Хотел ответить на том форуме (как более профильном), но не могу там зарегиться (тамошняя администрация третий день не утверждает уже созданную учётную запись). Ну да ладно, напишу здесь. Во время Советско-финской войны, когда грузопотоки (в основном, конечно же, воинские грузы) в сторону Финляндии резко возросли, Ленинградский ж.-д. узел очень скоро буквально "зашился". Одной из самых больших проблем было наличие всего одного однопутного ж.-д. моста через Неву (более подробно см. первую статью, выложенную в данной теме). Не готов утверждать на все 100 %, но думаю, что создание дублирующей ж.-д. связи между двумя берегами Невы посредством туннелей было едва ли не более важной причиной, чем обеспечение ленинградцев новым видом городского транспорта, почему в начале 1941 г. у нас вдруг срочно начали строить метро. Паровой тяги в туннелях не должно было быть, планировалось использование электровозов (с питанием от верхнего провода или контактного рельса? - не знаю).
И самое главное. На левом берегу Невы пути, которые по плану должны были соединяться с путями ОКТ ж.д., должны были выходить из туннеля на поверхность южнее Обводного канала, чуть севернее нынешней платформы "Пост 5 км", примерно там, где сейчас цех мойки пасс. вагонов. Проектные чертежи выходов на поверхность интересующиеся могут увидеть здесь: ЦГА СПб, ф. 2275, оп. 7, д. 722, л 285.


"на том форуме" - это здесь.
Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

Недавно удалось получить доступ к документам архива по довоенному строительству, так что в скором времени ждите много новой информации =)
А сейчас спешу порадовать вас небольшим обновлением своей карты довоенных шахт - теперь на ней отмечены проектные положения вестибюлей, станций и контуры стройплощадок. Тёмно-синими кружками указаны первоочередные вестибюли, светло-голубыми - перспективные. Красными прямоугольниками - примерное расположение подземных залов станций, зелеными многоугольниками - стройплощадки. Информация в описаниях к вестибюлям и стройплощадкам взята из решений Ленгорисполкома "О расположении станций" и протоколов о закрытии улиц на время строительства и выделении участков.

Ссылка на карту: https://yandex.ru/maps/2/saint-petersbu ... a3G7tq9olA

Вдобавок к этому пара интересных документов:
Выписки из приказа НКПС №235-сс «О Строительстве №5 НКПС» от 13.06.1941:
Во исполнение постановления НКПС от 29.05.1941 №1439-58/СС (проектное задание) и №1440-579/СС приказываю:
1. Начальнику Строительства №5 руководствоваться утвержденным проектным заданием со следующими основными показателями:
а) общая длина линий, включая выходы на Выборгское направление и на станцию Ленинград-Сортировочный-Московский Октябрьской ж.д. – 23,2км;
б) радиусы кривых – 500-2000м;
в) предельные уклоны: для метро – 20‰, для ж/д выходов - 19‰;
г) число станций – 9, для станции у Финляндского вокзала предусмотреть 2 выхода. Станции строить по габаритам Московского метро;
д) пропускная способность – 34 пары в час;
е) напряжение тяги для метро – 825В, электровозной – 3300В;
ж) система СЦБ – автоблокировка;
з) вместимость всех тоннелей и выходов как убежища – 430 тыс. чел.;
и) глубина заложения – 35-50м;
к) выполнить работы по сооружению пульта управления электроподстанциями Ленинграда.
3. К 15.06.1941 представить на утверждение НКПС окончательную схему размещения 9 станций.


Касаемо пункта "к", учитывая, что документ ныне рассекречен, думаю, можно выложить сюда и такой приказ:

Выписка из приказа НКПС №233-сс «О строительстве подземных диспетчерских пунктов для Мосэнерго и Ленэнерго» (13.06.1941, сов. сек.)
Во исполнение постановления СНК СССР от 5.06.1941 №1499-612/СС приказываю:
5. возложить на Строительство №5 НКПС выполнение строительных работ по подземному диспетчерскому пункту Ленэнерго.
6. Начальнику Строительства №5 т. Зубкову:
а) предусмотреть в проектах и генсмете сооружение помещения для диспетчерского пункта Ленэнерго;
б) к проектированию и строительным работам приступить немедленно;
в) работы вести по утвержденному НКПС проектному заданию;
г) установить срок полного окончания всех строительных работ на декабрь 1941г.

Нар. ком. путей сообщения – Л.Каганович


Выполнить этот приказ в Ленинграде не позволила война, чего не скажешь о Москве... ой да, куда это меня понесло... =)
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Re: За сколько лет до открытия

Сообщение Михаил »

В приказе 9 станций, а в схеме -12.. (1 пусковой участок имеется в виду?)
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

Видимо, да. Если откинуть три станции южнее "Нарвской" - как раз будет девять.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AgRiG
Сообщения: 1252
Зарегистрирован: 07 июн 2009, 15:32
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Автово

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение AgRiG »

Ignat писал(а):Тёмно-синими кружками указаны первоочередные вестибюли, светло-голубыми - перспективные. Красными прямоугольниками - примерное расположение подземных залов станций, зелеными многоугольниками - стройплощадки.
Интересно, почему у "Автово", "Кировского завода", "Сада 9-го Января" могли выбрать первоочередными именно эти вестибюли. Отмеченное голубым выглядит более близким к перекресткам, транспортным узлам. Насчет примерного положения станций Владимирская — Пл. Восстания тоже вопрос: очень уж резкий излом, насколько реально сопрягать такое положение кривыми? И третье — известно ли, где планировался выход к железной дороге около нынешней "Выборгской"? Из описания раньше понял, что ж/д габарит должен был проходить и станцию насквозь, но как из такого положения станции тогда шли бы тоннели на поверхность?
Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

в40 писал(а):Видимо, да. Если откинуть три станции южнее "Нарвской" - как раз будет девять.

Учитывая, что наибольшая готовность к началу войны была как раз на южной половине линии (шахты №1-14), в такой вариант слабо верится. Возможно, собирались пропустить три наименее востребованные станции по трассе. Или, может быть, после проведения геологических изысканий (приказ, где сказано про 9 станций, вышел в июне, уже после изысканий и составления проектного задания) решили отложить станции с самыми условиями для строительства наклонных ходов.

AgRiG писал(а):Интересно, почему у "Автово", "Кировского завода", "Сада 9-го Января" могли выбрать первоочередными именно эти вестибюли. Отмеченное голубым выглядит более близким к перекресткам, транспортным узлам. Насчет примерного положения станций Владимирская — Пл. Восстания тоже вопрос: очень уж резкий излом, насколько реально сопрягать такое положение кривыми? И третье — известно ли, где планировался выход к железной дороге около нынешней "Выборгской"? Из описания раньше понял, что ж/д габарит должен был проходить и станцию насквозь, но как из такого положения станции тогда шли бы тоннели на поверхность?


Расположение станций я указал пока что наугад, опираясь исключительно на слова из решений Ленгорисполкома (указанные в описаниях к контурам станций), зачастую просто рисуя их между двумя вестибюлями. Если в дальнейшем получится найти более точную информацию, сразу же исправлю. По выходам к ж/д та же ситуация, как только найду привязки, отмечу.
Касаемо станций вдоль ул. Стачек, отмечать проектируемые вестибюли было сложнее всего - нумерация по этой улице была позднее полностью изменена. С "Автово" вообще беда, "проектируемые корпуса 11-12 и 5-6 в квартале №2" вообще никак не укладываются ни в старую, ни в новую нумерацию. На "Кировском заводе" всё логично - первоочередной выход прямо у проходной завода, основного центра притяжения пользующихся этой станцией.
Ответить

Вернуться в «Строительство и проектирование»