Страница 1 из 10

За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский метро

Добавлено: 24 апр 2015, 23:10
Kaamoos
За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский метрополитен?
Прогуливаясь по Александро-Невской лавре, я обнаружил могилу Зубкова Ивана Георгиевича. Всё бы ничего, да на его могиле надпись: "Начальник строительства Ленинградского метрополитена", а год смерти — 1944.
В википедии про него следующая информация:
"После начала строительства метрополитена в Москве (10 декабря 1931, Русаковская улица) приехал в столицу. Трудился сменным инженером шахты № 9 — в самом центре города."

Т.е. выходит, он проектировал (инженер) Московский метрополитен, а затем был назначен проектировать Ленинградский метрополитен.

"За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 21 января 1941 года, назначен начальником Строительства № 5 НКПС (впоследствии «Ленметрострой», ныне ОАО «Метрострой»). Началась прокладка первой линии — Автово — Финляндский вокзал. Но вскоре война прервала строительство. Стройка была заморожена (первая очередь Ленинградского метро была открыта лишь в 1955 году), а метростроители стали возводить оборонительные укрепления на Карельском перешейке."

Из строк "Началась прокладка первой линии — Автово — Финляндский вокзал. Но вскоре война прервала строительство" выходит, что какая-то часть участков была уже готова ещё до начала войны!!!
Строить Ленинградский судя по всему, начали в конце 1930-х, но возобновили видимо только после 1950-х. Т.к. я полагаю, что если какая-то часть была готова, то доделать или докопать участки Автово—пл. Ленина - не так уж много, и менее чем за 5 лет это реально.
Жаль, ему не довелось прокатиться на голубом экспрессе 690-691-692-693, открывавший Ленинградский метрополитен 15 ноября 1955.
И не менее жаль, что ему вместе с экипажем не удалось долететь нескольких сот метров до посадочной полосы 28 июня 1944 года на небольшом военном самолёте.

Кто что думает об этом?

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 24 апр 2015, 23:16
Den.S
В общем-то, известный факт.
На аэрофотосъемке Ленинграда 1941го года отчетливо видны стройплощадки шахт первого пускового участка.

Подробности пусть приведут специалисты :) Хотя на форуме всё проскакивало, можно поискать.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 00:01
в40
Kaamoos писал(а):Строить Ленинградский судя по всему, начали в конце 1930-х, но возобновили видимо только после 1950-х.

Строить начали в 1941 году:
За шесть месяцев 1941 года ленинградские метростроители оборудовали пятнадцать стволов шахт, проложили почти 700 метров тоннелей, начали выемку первых кубометров грунта под будущими вестибюлями станций...
"Солдат Метростроя. Документальная повесть об Иване Георгиевиче Зубкове", П.А.Алалыкин, издательство "МегаПринт", 2014г.

В мае 1941 года на трассе ленинградского метро вступили в строй 11 шахт. Началась проходка штолен непосредственно к линиям будущих транспортных магистралей. Были вынуты первые кубометры грунта под сводами подземных вестибюлей станций метро. К середине июня общая протяженность готовых подходных тупиковых тоннелей составила 675 погонных метров.
На этом и окончилась довоенная биография Ленинградского метростроя...

"Летопись Ленметростроя", Л.Е.Иванкин, Лениздат, 1984г.

Возобновили работы в 1945 году.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 00:08
Kaamoos
Ого! Интересно. Лично я этих подробностей не знал!
Возобновили работы в 1945 году.

Долго получилось. В Москве от начала строительства до открытия (10 декабря 1931 — 15 мая 1935) ушло чуть более 3.5 лет. Участок не сильно длинне и не сильно короче (Сокольники-Парк Культуры 8,4 км) против (Автово-пл. Ленина 14,2 км). Но в случае Ленинграда, наверное сказались ещё и последствия ликвидации последствий войны. Делали всё и сразу, поэтому видимо на всю катушку было никак.

PS "Во время войны, от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься постройкой тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде. В 1944 году погиб И. Г. Зубков."
А также:
"3 сентября 1947 года снова началось строительство ленинградского метрополитена. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил Иван Новиков. Изначально организация располагалась на территории современного наклонного хода станции Технологический институт. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Через десять лет после окончания войны, в начале оттепели, город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 15 ноября. В общей сложности правительственных наград были удостоены 1023 участника строительства первой очереди метрополитена."
Т.е. практически сразу после войны возобновили работы по строительству.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 00:29
в40
Не забывайте, что в Москве первая очередь преимущественно мелкого заложения и много работ по сооружению станций и перегонных тоннелей выполнялось открытым способом. Кроме того, первая очередь строилась до войны, когда ещё не было такого количества людских потерь (в первую очередь, трудоспособных мужчин).
В Ленинграде вся первая очередь глубокого заложения (за исключением станции "Автово" и ветки в депо) строилась закрытым способом, что гораздо дольше.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 04:36
ArtTrapeza
Во время войны, от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить.

А что потом с этими шахтами и выработками сделали? Засыпали? Или откачали воду и использовали повторно?

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 09:58
Kaamoos
ArtTrapeza писал(а):
Во время войны, от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить.

А что потом с этими шахтами и выработками сделали? Засыпали? Или откачали воду и использовали повторно?

Мне тоже это интересно. Но подробностей там нет.
Метариал найден в вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2 ... 8%F2%E5%ED

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 25 апр 2015, 14:44
Ignat
Проектирование и строительство были возобновлены в начале 1947 года. По поводу шахт - почти все были использованы повторно. А вот многие подходные выработки забутовали и перепроектировали.
За последнее время кстати смог найти довольно много информации на эту тему, которая нигде ранее не публиковалась, но к сожалению прямо сейчас уезжаю из города, смогу выложить что-нибудь только, как вернусь.

Добавлено: 25 апр 2015, 22:28
Михаил
Ignat, это будет очень интересно!!!

Re:

Добавлено: 25 апр 2015, 23:50
Kaamoos
Михаил писал(а):Ignat, это будет очень интересно!!!

Присоединяюсь к Михаилу.
Оказывается, "всем давно всё известное" может быть интересным :)

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 26 апр 2015, 17:22
Мечтатель
Послевоенные фото со строительства видел, например в Автово, на Восстания 1 и 2 или на Нарвской.

А нет ли довоенных фото строительства?

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 27 апр 2015, 18:50
Mmiha
В какой-то книжке, посвященной какому-то юбилею (не помню какой, но скан был здесь на форуме) встречал такую фразу: Строительство метро в Ленинграде инициировал в 1938 году (тогдашний) председатель Ленгорисполкома Алексей Николаевич Косыгин. Понятно, что до начала самого строительства прошло какое-то время (постановление правительства, включение в бюджет и пр.), но справедливости ради нужно об этом упомянуть, как об исходной отправной точке.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 28 апр 2015, 10:22
Metroschemes
в40 писал(а):Не забывайте, что в Москве первая очередь преимущественно мелкого заложения и много работ по сооружению станций и перегонных тоннелей выполнялось открытым способом. Кроме того, первая очередь строилась до войны, когда ещё не было такого количества людских потерь (в первую очередь, трудоспособных мужчин).
В Ленинграде вся первая очередь глубокого заложения (за исключением станции "Автово" и ветки в депо) строилась закрытым способом, что гораздо дольше.

Помимо этого, строительство Московского метрополитена в начале 1930-х было всесоюзной стройкой №1, на которую не жалели сил и средств (одних только людских ресурсов за весь период строительства было задействовано около 100000 - по материалам книги тех лет), это был в том числе и имиджевый проект для Сталина. В послевоенной стране, естественно, постройка метрополитена во втором по значимости городе не могла стать всесоюзной, тем более в Москве в это время строили более ресурсоёмкую КолЛ и центральный участок АПЛ глубокого заложения.

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 28 апр 2015, 18:08
Kaamoos
Metroschemes писал(а):Помимо этого, строительство Московского метрополитена в начале 1930-х было всесоюзной стройкой №1, на которую не жалели сил и средств (одних только людских ресурсов за весь период строительства было задействовано около 100000 - по материалам книги тех лет), это был в том числе и имиджевый проект для Сталина.

Это всё верно. НО! метро стало необходимо, т.к. трамваи и весь тогдашний НОТ перестал справляться с сильно увеличившимися паспотоками. Москва в центральной части намертво вставала. Метро было необходимо не смотря на всякие там понты в виде "имиджевого проекта".

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Добавлено: 05 май 2015, 17:23
misha
даже в Музее Метрополитена есть информация о начале строительства в 1941 году. вы там были? и, как правильно упоминалось выше, был, в том числе и с моей подачи, проведён подробный анализ немецкой аэрофотосъёмки июня 1941 года. в приведённой ниже статье есть ссылка на форум.

Ленинградский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 15 ноября 1955 года, почти через сто лет после Лондонского (1863), более чем через полвека после Парижского (1900) и через двадцать лет после Московского (1935). Планы по строительству метрополитена в нашем городе появились ещё на стыке XIX и XX веков, но реальное проектирование началось в Ленинграде только в 30-е годы. От проектов к делу перешли быстро. Строительство первой линии Ленинградского метрополитена началось в 1941 году. 21 января приказом Лазаря Кагановича, Наркома путей сообщения, была создана специальная организация, которой поручалось ведение всего комплекса проектных и строительных работ так называемое «Управление строительством № 5 НКПС». Метрополитен должен был принять первых пассажиров в IV квартале 1942 года.

Возглавил постройку опытный московский метростроитель Иван Георгиевич Зубков. К апрелю 1941 было выполнено проектное задание на сооружение первой очереди, к сентябрю предполагалось завершить составление технического проекта и сметы. Так тогда строили, это была нормальная практика. И в Москве десятью годами раньше при строительстве метро, и пятью годами раньше в Ленинграде, при строительстве Дома советов, строить начинали до окончательного утверждния сметы и планов строительства.

Проект предусматривал строительство одиннадцати станций глубокого заложения: «Автово», «Кировский завод», «Сад 9-го января», «Площадь Стачек», «Балтийский вокзал», «Технологический институт», «Витебский вокзал», «Площадь Нахимсона» (Владимирский проспект), «Площадь Восстания», «Кирочная». «Финляндский вокзал» и одной станции мелкого заложения — «Бабурин переулок» (улица Смолячкова), за которой предполагалось построить депо. Общая длина линии составляла 16,5 километров.

http://samiznaetekto.livejournal.com/85612.html