За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский метро

Модератор: Nomernoy

Ответить
Lashner
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 27 сен 2006, 12:40

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Lashner »

Ignat писал(а): В этом смысле интересно, насколько верна информация о депо, планировавшемся именно на Выборгской стороне.

В уже упоминавшейся "Летописи Ленметростроя" сказано, что (шрифт мой - прим.):

В то же время начальник строительства № 5 И. Г. Зубков обратился к наркому путей сообщения с запиской, в которой излагались доводы о целесообразности сооружения депо не в районе Финляндского вокзала, а в Автове. Эти доводы были весьма существенными: в Автове выход на поверхность более благоприятен из-за особого расположения кембрийских глин, следовательно, и поднятие трассы на данном участке осуществить проще. Площадка для депо и подходы к ней в Автове не застроены, тогда как в районе Бабурина переулка пришлось бы пересечь неустойчивые породы — плывуны, к тому же преодолеть сложность проходки под путями железной дороги, снести ряд общественных зданий, жилых домов. По предварительным подсчётам новый вариант давал экономию около 30 миллионов рублей. Уже после войны эти соображения при проектировании были учтены, и депо построено в Автове.


Любопытно, лежит ли оно где-то в архивах...
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13884
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

Ignat писал(а):Шахты №№ 1-34 шли вдоль первоначальной проектной трассы от Автово до Бабурина переулка, а вот последние три №№36-38 располагались на неком ответвлении от района Пл.Восстания по восточной стороне от железной дороги московского направления, доходя до Обводного канала. Для чего предназначалось ответвление, пока что узнать не смог. В этом смысле интересно, насколько верна информация о депо, планировавшемся именно на Выборгской стороне. Ещё один возможный вариант - гейт с ж/д.

Предположу, что к моменту начала работ в 1941 году всем профессионалам было понятно, что построить линию глубокого заложения к 25-летию Октября с таким количеством станций (да ещё с тоннельным переходом под Невой) не представляется возможным. Поэтому для ускорения темпов строительства первого пускового участка потребовалось строительство вспомогательных шахт. А шахты с восточной стороны московской ветки ж/д могут быть обусловлены планами строительства гейта к локомотивному депо. Ведь в этом варианте какое-то время можно было обслуживать подвижной состав метрополитена на существующей инфраструктуре ж/д (пока не будут построены переход под Невой на правый берег и метродепо).

ЗЫ: как вариант, инфраструктура метрополитена (переход под Невой) мог рассматриваться в качестве дублёра Финляндского ж/д моста через Неву. А строительство гейта со стороны московской ветки ж/д и последующее строительство метродепо на Выборгской стороне как раз давали такую возможность.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

в40 писал(а):ЗЫ: как вариант, инфраструктура метрополитена (переход под Невой) мог рассматриваться в качестве дублёра Финляндского ж/д моста через Неву. А строительство гейта со стороны московской ветки ж/д и последующее строительство метродепо на Выборгской стороне как раз давали такую возможность.


Версия в40 и правда очень логична, особенно, учитывая первоначально планировавшийся диаметр перегонных тоннелей 6м.

Тем временем сделал схемку довоенных выработок по 4-й шахте. В дальнейшем постараюсь сделать такие же по остальным, где успели пройти горизонтальные штольни (№№ 1-14).
Уменьшенная копия:
Shaft_4-1000.jpg

Полный размер: https://yadi.sk/i/KEcFteRsi4RCn
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13884
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

В очередной раз задумываюсь: сколько бед принесла нашей стране война!
Сколько талантливых людей (и, вообще, сколько людей) погибло! Сколько интересных проектов было загублено войной!
Если бы не война, - сейчас в Ленинграде наверняка существовала бы весьма обширная сеть метро. Ведь, за каких-то полгода, практически при отсутствии специализированной строительной техники, было сделано так много! Темпы строительства просто поражают. Правда, это достигалось за счёт высокой численности метростроителей, задействованных на строительстве первой очереди. Но нельзя недооценивать и организаторские способности руководства страны, города и метростроя в те непростые годы.

Ignat, а не могли бы Вы аналогичным образом указать шахты 36-38?


ЗЫ: а перегонные тоннели под Невой в послевоенные годы так и строились в обделке наружным диаметром 6 метров. В подрусловой зоне, если не ошибаюсь, была применена двухслойная обделка: наружная - 6,0/5,56 метров, внутренняя - 5,5/5,1 метров. Зазор между кольцами заполнен цементно-песчаным раствором.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
kot
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 8279
Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Откуда: издалека

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение kot »

в40 писал(а):В очередной раз задумываюсь: сколько бед принесла нашей стране война!
Сколько талантливых людей (и, вообще, сколько людей) погибло! Сколько интересных проектов было загублено войной!
Если бы не война, - сейчас в Ленинграде наверняка существовала бы весьма обширная сеть метро. Ведь, за каких-то полгода, практически при отсутствии специализированной строительной техники, было сделано так много! Темпы строительства просто поражают.
Так-то оно так, но сегодняшние черепашьи темпы строительства метро уже невозможно списывать на войну 70-летней давности. :(
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13884
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение в40 »

Ну, так, ведь, и весь мир в результате этой войны сильно изменился.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
kot
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 8279
Зарегистрирован: 21 июл 2007, 17:39
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Откуда: издалека

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение kot »

Наверное, да.
Хотя история не терпит сослагательного наклонения.
Если не знаешь, что делать - не делай ничего.
Angry
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 17:59

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Angry »

История ещё как всё терпит. :(
Но единственное, что, может быть, стоило бы обсудить в рамках нашего форума, это каким могло бы быть метро нашего города, если бы война началась не по плану Гитлера в 1941, а в предпологаемые Сталиным сроки (в 1942).
Т.е. какую-то часть довоенного проекта успели бы реализовать.
Но думаю не в этой ветке, а где-нибудь в "альтернативах".
П.С. Про темпы, как строили метро до войны (в Москве)... Надеюсь, все читали книгу С. П. Антонова "Васька"?
Аватара пользователя
ArtTrapeza
Сообщения: 768
Зарегистрирован: 30 дек 2006, 11:56
Станция метро: Проспект Просвещения

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение ArtTrapeza »

Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

в40 писал(а):а не могли бы Вы аналогичным образом указать шахты 36-38?


Точную привязку по топосъемке стройплощадки смог определить только для 36-й шахты, так как вокруг с тех лет ничего не изменилось - двор дома №1 по Дегтярной:
36-map.jpg


С остальными сложнее - по 37-й есть примерный адрес и топосъемка, на которой обозначена ж/д ветка товарной станции, проезжая часть склада параллельная ж/д и два сарая по бокам. Учитывая, что представляла собой та местность в 41-м, разброс огромен. По 38-й только адрес - на ул. Красных Электриков (ныне Атаманская) между Кременчугской и Товарной станцией. Надеюсь, в дальнейшем получится найти ещё какие-нибудь источники информации...
По щелчку - полный размер:
36-38.jpg


Ещё известна глубина по каждой шахте, на которую успели пройти ствол:
№36 - 30 метров, №37 - 27,5, №38 - 18,8. Но повторюсь, это не проектная глубина, а именно фактическая, т.е. возможно (но не факт), что они должны были быть глубже.

в40 писал(а):перегонные тоннели под Невой в послевоенные годы так и строились в обделке наружным диаметром 6 метров. В подрусловой зоне, если не ошибаюсь, была применена двухслойная обделка: наружная - 6,0/5,56 метров, внутренняя - 5,5/5,1 метров. Зазор между кольцами заполнен цементно-песчаным раствором.


Всё верно, наружная обделка - чугунная, внутренняя - ж/б тюбинги. Кстати на участке ПК 125+68 - 125+78 можно наблюдать любопытную картину (фото djtonik):
2ad390ef4f74c7ba28b338fe940ef439.png

Каких только легенд не было по поводу этих труб, вплоть до затопления тоннеля в случае войны =) Как оказалось, это мессдозы, которые позволяют измерять давление грунта за обделкой. Тут можно про них почитать: http://офипс.рф/hrapov/p19-b.html. Кстати при проектировании этого перегона был вариант построить под сжатым воздухом два тоннеля диаметром 3 метра, параллельных трассе линии и на 40 метров выше её - для последующего бурения через них скважин вниз для замораживания грунта. Но в итоге выбрали вариант проходки самих перегонных тоннелей под сжатым воздухом.
Аватара пользователя
Битцевский Панк
Сообщения: 930
Зарегистрирован: 08 фев 2009, 10:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Парк Победы
Откуда: Мытищи

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Битцевский Панк »

Metroschemes писал(а):
в40 писал(а):Не забывайте, что в Москве первая очередь преимущественно мелкого заложения и много работ по сооружению станций и перегонных тоннелей выполнялось открытым способом. Кроме того, первая очередь строилась до войны, когда ещё не было такого количества людских потерь (в первую очередь, трудоспособных мужчин).
В Ленинграде вся первая очередь глубокого заложения (за исключением станции "Автово" и ветки в депо) строилась закрытым способом, что гораздо дольше.

Помимо этого, строительство Московского метрополитена в начале 1930-х было всесоюзной стройкой №1, на которую не жалели сил и средств (одних только людских ресурсов за весь период строительства было задействовано около 100000 - по материалам книги тех лет), это был в том числе и имиджевый проект для Сталина. В послевоенной стране, естественно, постройка метрополитена во втором по значимости городе не могла стать всесоюзной, тем более в Москве в это время строили более ресурсоёмкую КолЛ и центральный участок АПЛ глубокого заложения.

Добавлю, что в 1949 году началось строительство метро в Киеве и продолжалось сооружение станций в Москве, то есть уже на три города силы разделены были, ещё поэтому первую очередь строили дольше, чем в Москве.
Дело было в Питере, там всегда случаются
Чудные истории, прямо как в кино
Аватара пользователя
Kaamoos
Сообщения: 9705
Зарегистрирован: 04 июн 2012, 19:33
Станция метро: Крестовский Остров
Откуда: Ленинград

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Kaamoos »

Битцевский Панк писал(а):Добавлю, что в 1949 году началось строительство метро в Киеве и продолжалось сооружение станций в Москве, то есть уже на три города силы разделены были, ещё поэтому первую очередь строили дольше, чем в Москве.

Это кстати, очень важный факт, т.к. тогда был МПС СССР, и все силы распределялись равномерно по всей стране, что здорово оттягивало строительство Ленинградского метрополитена.
It's good to see you again!
Аватара пользователя
Ignat
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 02:29
id ВКонтакте: 1773604
last_fm: Ta6ypeTKo
Станция метро: Большеохтинская
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Ignat »

Продолжаю публиковать информацию по довоенным шахтам =)
Наверное, одна из наиболее интересных шахт, не дожившая до наших дней - это 12-я. В 1941-м там успели полностью пройти ствол и около ста метров подходных выработок. С началом войны все выработки затопили, а в 47-м шахту было решено использовать снова. Ствол углубили на 3,5 метра, подходные выработки забутили, но часть бетонных конструкций руддвора осталась. Временная штольня от 12-й шахты выходила в демонтажные камеры Нарвской, а подходной тоннель от 11-й (ставший впоследствии НВУ) - в монтажные. После сдачи первой очереди КВЛ подходные выработки были забутованы, но ствол ещё использовался при реконструкции дополнительных сооружений и был засыпан кембрийской глиной только в середине 60-х. Бетонную обделку кстати разобрали только до отметки -2 метра от уровня земли (впрочем, как и на всех остальных ликвидированных стволах).

Традиционная схемка (уменьшенный вариант):
Shaft_12-1200.jpg


Полный размер:
https://yadi.sk/i/LCVzzcPFi6M9D

В дальнейшем, по мере наличия свободного времени, продолжу делать такие схемы, однако информации по-прежнему крайне мало. Если у кого-нибудь появятся возможные источники или идеи, где её можно найти, буду очень благодарен!
mmx358
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 20:26
Станция метро: -------

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение mmx358 »

Интересная информация. Война — безусловно уважительная причина для затягивания строительства метрополитена. Но мне гораздо больнее наблюдать то, что творится с Петербургским метрополитеном сегодня. Войны практически нет, а угробили, ну просто угробили кроссплатформенный "Обводный канал", и, возможно, "Новокрестовскую". Не хочется думать и о строительстве гадких пилонников вместо односводов... Но думается оно само. И жутко обидно. Я давно продумываю пытки для тех, по чьей вине это произошло, и даже самому Гитлеру не снилось такое. Жаль, реализовать не получится... И еще больше жаль, что это не преобразит уже испорченное в нормальное...
Аватара пользователя
Игорь Ванин
Специалист
Специалист
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 00:26
id ВКонтакте: 1415603
Станция метро: Гражданский Проспект
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: За сколько лет до открытия стали строить Ленинградский м

Сообщение Игорь Ванин »

mmx358 писал(а):о строительстве гадких пилонников вместо односводов...

Хм. Тема, вроде бы, об исторических проектах и стролительстве первой очереди нашего метро. Но ведь большинство первых станций «дворцового» вида — именно пилонные! Нестыковочка получается. ;-)
mmx358 писал(а):Я давно продумываю пытки для тех, по чьей вине это произошло, и даже самому Гитлеру не снилось такое.

Мне, конечно, тоже очень жаль нереализованный проект двухэтажного «Обводного канала»... Но... сравнивая деятельность нынешних властей в отрасли метростроения с действиями Гитлера... не боитесь огрести по какой-нибудь из экстремистских статей, да ещё и с последствиями для всего форума? В нашей стране сейчас всё возможно...
Ответить

Вернуться в «Строительство и проектирование»