За один заход выложить не получится, иллюстрации тоже будут позже.
Чудесным подарком ленинградцам был метрополитен. Первый участок первой его очереди вступил в строй 7 ноября 1955 года. Эта линия соединила один из новых районов Ленинграда — Автово — с центром города. Оформление каждой из восьми станций было тематически связано с каким-либо важным явлением или событием в жизни страны. Вслед за первым участком метро вступили в строй и последующие. В настоящее время две трассы большой протяжённости соединяют центр Ленинградас южными и северными районами.
Огромную работу проделали по строительству метро и ленинградские зодчие. От участка к участку, от линии к линии они добивались всё большего лаконизма, экономичности и вместе с тем выразительности архитектуры станций и наземных павильонов.
Юго-запад города
Быстрый рост юго-западной части города потребовал увеличения транспортных связей её с центром города. Вот почему, когда возник вопрос о строительстве в Ленинграде метрополитена, решено было направить первую его линию именно сюда.
В Кировском районе четыре станции метро — «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово» — на проспекте Стачек и недавно вошедшая в строй станция «Дачное» на Трамвайном проспекте.
Проект станции «Нарвская» разработали архитекторы С. Б. Сперанский, А. В. Васильев и Д. С. Гольдгор. Входной купольный павильон расположен рядом с Дворцом культуры имени А. М. Горького. Отсутствие композиционного и стилистического единства между ними нельзя ставить в вину авторам. Мы уже отмечали разновременность и разнохарактерность всех многочисленных сооружений, возникших на Нарвской площади. В любом случае новое здание, построенное здесь, не соответствовало бы по стилю зданиям, построенным на площади раньше.
Перронный зал «Нарвской» оказался, как и в ряде других станций, более удачным, чем наземный павильон. Оформление посвящено трудовым подвигам трудящихся Нарвской заставы — Кировского района. Массивные пилоны перронного зала облицованы светлым мрамором и украшены горельефами. Сочетание белого и красного, позолоченные детали — всё это создаёт впечатление праздничности и торжественности.
Архитектурная композиция станции «Кировский завод» принадлежит архитектору А. К. Андрееву. Перронный зал оформлен в гамме серебристо-серых тонов. Тема художественного убранства — индустриализация СССР — раскрыта в выполненных из анодированного алюминия орнаментальных рельефах с изображениями современных орудий труда, помещённых над пилонами, разделяющими станцию на три параллельные галереи.
Конечная станция «Автово» спроектирована была архитекторами Е. А. Левинсоном и А. А. Грушке. Она расположена недалеко от тех мест, где во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны города. Поэтому оформление этой станции посвящено героической обороне Ленинграда. Сама станция «Автово» — мелкого заложения, поэтому перекрытие перронного зала было сделано плоским. Оно поддерживается двумя рядами колонн, часть которых облицована художественным стеклом. Архитекторы, пожалуй, впервые не только в советской, но и в мировой архитектуре,
использовали в столь больших масштабах этот интересный, но не лёгкий при практическом использовании материал. Недостаточно в художественном отношении мотивировано то, что в облицовке колонн применён наряду со стеклом мрамор. было бы органичнее, если бы все колонны были выполнены из одного материала.
Наряду с белым стеклом в отделке станции использовано тёмно-синее стекло, хрусталь, бронзированные детали. Всё это сообщает интерьеру разнообразие и праздничность. Однако в целом станция производит впечатление переобогащённой. Слишком много введено архитектурных и орнаментальных деталей. Сами детали по своему общему характеру скорее связаны с архитектурой прошлого, чем с архитектурой современной.