Ломоносовская

Здесь обсуждаем все, что связано со станциями нашего метрополитена
Аватара пользователя
Batareikin
Сообщения: 394
Зарегистрирован: 03 янв 2006, 21:46
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Ломоносовская

Сообщение Batareikin »

Хотелось бы выяснить месяц/год, когда наземный павильон подвергся реконструкции и стекло на входе в вестюбюль на уровне одного этажа было заменено на мрамор.

ПС. Кстати, судя по рассказу С. Довлатова "НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ПОЛУБОТИНКИ" барельеф Ломоносова в подземном зале был изначально другим.
http://www.lib.ru/DOWLATOW/chemodan.txt
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Ломоносовская

Сообщение Almak »

Многих интересовал вопрос о первоначальной скульптуре в торце "Ломоносовской". Обсуждение этого велось в том числе вот тут: viewtopic.php?f=13&t=1319&start=165 . Честно говоря мне тоже было очень интересно, была ли эта скульптура вообще или это художественный вымысел Довлатова (ведь в его описании станции масса неточностей).
А сегодня вечерком решил полистать одну книженцию, которую смотрел уже много раз (В.А. Каменский, А.И. Наумов "Ленинград. Градостроительные проблемы развития" Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение. 1973г). Листал себе непринужденно, и наткнулся на фотографию "Ломоносовской" с белой скульптурой в торце! Скан прилагается ("Ломоносовская" во втором столбце вторая сверху):
Вложения
сканирование0043.jpg
Konik
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 23:48
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Девяткино
Контактная информация:

Re: Ломоносовская

Сообщение Konik »

Ну я же говорил!=)
+1
Аватара пользователя
Almak
Сообщения: 711
Зарегистрирован: 18 янв 2009, 11:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Купчино

Re: Ломоносовская

Сообщение Almak »

Составил небольшую историю скульптурного оформления "Ломоносовской" из старых статей и фотографий, а также собственных наблюдений.
При открытии станции в декабре 1970 года в торце зала на металлической решётке находилось скульптурное изображение Ломоносова в виде барельефа из белого мрамора (илл.1). Однако его признали неудачным, и оно было демонтировано.
Было решено разместить в торце новое изображение Ломоносова. Так, в статье "Монументальная пропаганда в ансамблях метрополитена" (статья второй половины 1970-х, целиком здесь: viewtopic.php?f=27&t=5384 ) фигурирует проект панно из фарфора (илл.2). Произвести панно планировалось на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, от которого станция получила имя. Автором этого проекта был заслуженный художник РСФСР В.М. Городецкий, который создавал для завода эскизы фарфоровых ваз, блюд и т.п. Этому проекту не суждено было воплотиться. Торцовая стена оставалась неоформленной.
Наконец, в 1985 году был установлен новый бронзовый рельеф с изображением Ломоносова. Авторами композиции стали скульпторы В.С. Иванов, А.А. Королюк и архитектор В.М. Липовский. Скульптура разместилась на облицованной белым мрамором фальшстене, возведённой примерно в паре метров от той самой решётки, на которой была первоначальная композиция.(илл.3). Между этой стеной и решёткой теперь хранятся пылесосы и прочий инвентарь.
Остался вопрос об авторе первого панно. В просмотренных мной статьях о нём ничего не сказано. В рассказе Довлатова "Номенклатурные полуботинки" используется фамилия Чудновский. Но нельзя забывать, что это художественное произведение. Вполне вероятно, фамилия вымышленная. Тем более, что о таком скульпторе я не нашёл никакой информации. Интересно, что в книге "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", 2005г. автором указан художник В.М. Городецкий. Имелось в виду, что он автор нынешнего панно. Но, как сказано выше, у этого панно авторы другие, а промежуточный вариант, автором которого был как раз Городецкий, не был реализован. Возможно, что составители книги взяли эту информацию из документов первоначального проекта, даже не думая, что скульптура могла измениться :) . И, следовательно, автором первого панно был этот самый Городецкий. Получается логично. Первый раз его работа вышла неудачной. Ему поручили исправиться. Он сделал второй вариант. Но и он не пришёлся по вкусу, и заказ отдали другим скульпторам.
Вложения
Илл.1 "Ленинград. Градостроительные проблемы развития" 1973г.
Илл.1 "Ленинград. Градостроительные проблемы развития" 1973г.
Илл.2 "Строительство и архитектура Ленинграда", примерно 1977г.
Илл.2 "Строительство и архитектура Ленинграда", примерно 1977г.
Илл.3 "Ленинградская панорама" №11, 1985г.
Илл.3 "Ленинградская панорама" №11, 1985г.
vinig
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 28 июл 2005, 17:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ломоносовская

Сообщение vinig »

На улице при входе в метро появился забор. Отрезан юго-восточный угол (включая первую дверь, ларек прессы). Написано ремонт полов. Сроки до конца декабря.
Den.S
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 3852797
Станция метро: Кировский Завод
Telegram: densok92
Контактная информация:

Re: Ломоносовская

Сообщение Den.S »

Видимо тоже меняют асфальт на камень.
vinig
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 28 июл 2005, 17:41
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ломоносовская

Сообщение vinig »

Вообще-то тут давно камень...
Den.S
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 3852797
Станция метро: Кировский Завод
Telegram: densok92
Контактная информация:

Re: Ломоносовская

Сообщение Den.S »

тогда не совсем понятно, что именно делают.
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Re: Ломоносовская

Сообщение Михаил »

Обнаружил интересный момент. В кадрах из док. фильма "Метро - магистрали под землей" (1971) видно, что часть проемов станции подсвечена. Интересно - как? Еще из интересного - схемка информационного пространства НВЛ :)
Вложения
bscap006.jpg
bscap006.jpg (10.21 КБ) 22234 просмотра
bscap005.jpg
bscap005.jpg (9.55 КБ) 22234 просмотра
bscap004.jpg
bscap004.jpg (9.69 КБ) 22234 просмотра
bscap003.jpg
bscap003.jpg (8.95 КБ) 22234 просмотра
bscap001.jpg
bscap001.jpg (8.23 КБ) 22234 просмотра
Аватара пользователя
Nomernoy
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 5145
Зарегистрирован: 10 окт 2005, 16:25
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Театральная
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ломоносовская

Сообщение Nomernoy »

Может специально для фильма туда направленный свет поставили?
Изображение
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Re: Ломоносовская

Сообщение Михаил »

Может быть. Еще вызывает вопросы кучность народа в середине станции, а не в начале - они все на пересадку едут что-ли? Еще смущает отсутствие пассажиров на выход.
Konik
Сообщения: 395
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 23:48
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Девяткино
Контактная информация:

Re: Ломоносовская

Сообщение Konik »

Скученность в середине может быть вызвана старым режимом работы линии, когда далеко не все вагоны были открыты для пассажиров на всех станциях.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13798
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Ломоносовская

Сообщение в40 »

Возможно ещё то, что съемка производилась ночью. А пассажиры - актёры из массовки.
Кстати, кто помнит, сколько вагонов было в поездах НВЛ в конце 60-х/начале 70-х - четыре или пять? Если четыре, то тогда на 9 проёмах от эскалатора была банальная надпись: "посадки нет".
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Никич
Сообщения: 376
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 20:05
id ВКонтакте: 0
Станция метро: -------
Откуда: Красноярский край. С 2008 по 2014 жил в Санкт-Петербурге

Re: Ломоносовская

Сообщение Никич »

С момента пуска первой очереди и до начала 1970-х годов на линии ходили четырёхвагонные составы, с начала 1970-х годов по середину 1970-х годов использовались пятивагонные составы, с середины 1970-х годов на линии используются шестивагонные составы.

ЗЫ. не на 9, а на 8 проемах.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13798
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Ломоносовская

Сообщение в40 »

Именно на девяти! Девятый проём - загородка для машиниста маневровой бригады (чтобы особо торопливые пассажиры не мешали выходить из последнего вагона).
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Ответить

Вернуться в «Станции»