Первая односводчатая станция в СССР.

Все темы, которые не попадают ни в одну из перечисленных выше - сюда.
Ответить
Аватара пользователя
Константин Филиппов
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Станция метро: Озерки
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Первая односводчатая станция в СССР.

Сообщение Константин Филиппов »

На сайте www.metro-spb.nwd.ru прочитал, что станции "Площадь Мужества" и "Политехническая" являются первыми односводчатые станции в СССР. А как же московская "Библионека имени В.И.Ленина", она то вообще открылась в первую очередь метрополитена во всём Советском Союзе.

Правда в отношении "Площади Мужества" и "Политехнической" сказано, что это "лениградский односвод". В чём тогда разница от московского?
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Echoes
Сообщения: 1348
Зарегистрирован: 02 авг 2004, 15:33
id ВКонтакте: 0
last_fm: MetroFan
Станция метро: Автово
Откуда: Питер

Сообщение Echoes »

Это первые ГЛУБОКИЕ односводы. Посмотрите на фотки, они отличаются от односводов мелкого заложения. Во-первых, у мелких односводов, свод представляет из себя овальную форму, он более сплюснутый. Во-вторых, стены таких станций имеют характерный наклон.
Как хочется верить в свое ремесло!
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Сообщение Михаил »

А более подробно можно почитать книгу строительство метрополитенов на metro.ru
Ярополк
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
Откуда: Лиепая

Re: Первая односводчатая станция в СССР.

Сообщение Ярополк »

Библиотека имени Ленина вообще уникальная станция - она мелкая, а построена как глубокая - изнутри! То есть горным спососбом.
После неё была ещё станция Аэропорт. У неё свод железобетонный, станция мелкая - вырыли яму, положили плиты, накрыли сводом, закопали. А следующую мелкую односводчатую станцую открыли уже только одновременно с "Политехнической" и "Площадью Мужества" - в 1975 году в Москве "Сходненскую". Так что оба этих ленинградских односвода остаются одними из первых односводчатых станций по любому.

Всего ленинградских односводов (это чуть ли не официальное название конструкционного типа) сейчас уже много - в Питере 14 + одна удвоенных размеров, в Москве одна, в Екатеринбурге одна, в Днепропетровске четыре.

Как отличить ленинградский односвод глубокого заложения от односводчатой станции разных типов мелкого заложения? Глубокий односвод представляет из себя целиком арку, никаких стен нет, и свод очень высок. Сравните Тимирязевскую в Москве с любым другим московским односводом. Если говорить о том, что пассажирам не видно, то глубокий односвод, как почти любая другая станция глубокого заложения имеет ещё обратный свод, то есть почти такую же арку снизу, под платформой. Меские односводчатые станции опираются на плоское основание. Далее, свод глубоких односводов опирается своими краями на два огромных бетонных цилиндра, по сути на полностью залитый бетоном перегонный тоннель. Ну, не полностью - всё-таки с краю он слегка подрезан и сейчас по тому пространству прокатывается правая половина вагонов. Своды односводчатых мелких станций опираются или на стены, опирающиеся на плоскую плиту основпания, или опираются в вертикальные, построенные в грунте стены, их как бы распирая. Ну и технология строительства глубоких односводов сравнительно несложная  (!) , ведётся чуть ли не одной бригадой - свод строится изнутри, каждое кольцо последним железобетонным блоком распирается и так остаётся упётрым в грунт снизу. Конструкция предназаначена специально для грунтов, подобным питерским - мягкая глина, которую можно копать проходческим комбайном и затем можно "распереть" кольцами свода. В скальных грунтах Екатеринбурга станцию построили без нижнего свода вроде бы. Основание под станцию проходится тоже на ура - всё тем же проходческим щитом, лишь на пару-тройку метров сдвинутым относительно оси перегонного тоннеля. Потом, правда, перебирать готовый тоннель, сдвигая его в сторону - не радость. Но в любом случае, по сравнению с другими конструкциями глубоких станций односводчатые станции очень дёшевы. Такой вот экскурс.
Аватара пользователя
РомкАРС
Главный по трамвайчикам<br>и прочему ОТ
Главный по трамвайчикам<br>и прочему ОТ
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 12 окт 2004, 12:58

Сообщение РомкАРС »

"Пл.Мужества" - "ленинградский односвод" отличается тем, что это первая сборная односводчатая станция глубокого заложения, построенная в нескальных грунтах. Конструкция состоит из сборных железобетонных тюбингов с минимальным по сравнению с другими односводами уровнем применения ручного труда. Московские "Библиотека" и "Аэропорт" построены практически вручную и выполнены монолитными. Кстати, с тех пор (1935, 1938) и вплоть до "Мужества" (1975) в СССР односводов не строили (если мне не изменяет память). За рубежом односводы строили или мелкого заложения или в скальных грунтах. В Екатеринбурге построен совершенно другой односвод - он не сборный, а монолитный - построен способом набрызгбетона.
На съемках рекламы соков "Моя семья" лопнули три девочки
Аватара пользователя
Ловкач
Сообщения: 286
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 23:01

Сообщение Ловкач »

Т.е. также в скальных грунтах.
Аватара пользователя
Михаил
Сообщения: 4318
Зарегистрирован: 17 май 2004, 10:20
Станция метро: Лиговский Проспект-2
Откуда: Питер

Сообщение Михаил »

в 75 в Харькове открыли метро с несколькими односводами..
Ярополк
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 26 мар 2005, 01:13
Откуда: Лиепая

Харьков

Сообщение Ярополк »

... и все они были односводами мелкими, сборно-монолитными - "Харьковского" типа.
oas
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 16 сен 2004, 15:28
Откуда: Piter
Контактная информация:

Re: Первая односводчатая станция в СССР.

Сообщение oas »

Ярополк @ Sun Mar 27, 2005 4:17 am писал(а):Как отличить ленинградский односвод глубокого заложения от [...] Ну и технология строительства глубоких односводов сравнительно несложная  (!) , ведётся чуть ли не одной бригадой - свод строится изнутри, каждое кольцо последним железобетонным блоком распирается и так остаётся упётрым в грунт снизу. [...] Такой вот экскурс.

Существует некоторый полуофициальный миф по поводу того, что строительство односвода до крайности механизировано, ведется чуть ли не шестью человеками, и так далее (в свое время его распространению очень способствовал тов. М. И. Штурман с очень похожим текстом).

Но по ходу дела получается, что основное отличие от проходки, например, бокового станционного тоннеля колонной станции или тоннелей пилонной — то, что ядро станции выбирается экскаватором. А так … щит для проходки калотты, выходит, до сих пор не приспособили, есть дуговой блокоукладчик, а до этого — как обычно, отбойными молотками и такой-то матерью копают калотту.

Плюс к тому, тот самый таинственный «последний блок», который распирает кольцо (по сути, гидродомкрат, железный ящик, «надуваемый» бетоном под давлением) периодически «глючит», приходится его выдалбливать и ставить новый %-)
() /\ //
паровоз
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 07 июн 2004, 16:24
Откуда: Москва

Re: Первая односводчатая станция в СССР.

Сообщение паровоз »

Питерские односводы - станции уникальной конструкции. По крайней мере в бывшем Союзе такого типа ещё только московская Тимирязевская. Вся фишка в обделке свода обжатой в породу. Это делает конструкцию станции очень лёгкой. Для сравнения у московской Библиотеке им. Ленина толщина бетона свода и стен достигает 2-3 метров - конструкция очень массивная. Это при том, что станция по объёму, занимаемому в грунте меньше питерских. У неё ширина платформы всего 8 метров. Она аналогична по своей конструкции парижским односводам, сделанным из бутового камня. Достоинство питерских глубоких односводов ещё и в технологичности их строительства. Политехническая была построенна за 14 месяцев - рекорд для станции глубокого заложения.

Тбилисские и днепропетровские односводы совсем другой конструкции, как впрочем и отличающая от них екатеринбургская станция Геологическая (Динамо тбилисского типа). В этих городах скальный грунт прекрасно держит свод станции и не требуется ни массивная монолитная бетонная обделка, ни заранее напряжённая и опёртая на массивные опоры сборная обделка. Станции имеют сравнительно лёгкую монолитную бетонную обделку небольшой толщины. Единственная проблема - скорость проходки таких станций. Скала гранитная или известняковая - тяжёлый грунт. Буро-взрывным методом его проходить достаточно долго, но вот с помощью современных горных  комбайнов скорость проходки возрастает в разы. Это, собственно, и применялось при строительстве станции Геологической в Екатеринбурге вкупе с Новоавстрийским методом.
Ответить

Вернуться в «Около метро»