kot писал(а):1. Что лучше - отдельные линии или совмещённые (Лондон, Осло)?
Надо смотреть соотношение перевозимого пассажиропотока к объему затрат. Я не говорю об обязательности перевозки всех как килек в банке, между гуманностью и экономией оптимум всё же другой, но вполне очевидно, что если для перевозки того же объема пассажиров выкопать вдвое больше метро, то и себестоимость на каждого пассажира вырастет вдвое. И откуда-то ее придется оплачивать.
На обычной линии метро ближе к концам заполненность падает, и если концы еще и разветвить, соотношение потока к затратам на строительство-эксплуатацию на этих концах будет еще хуже. С другой стороны, менее напряженное движение позволяет (технически) вести линию по поверхности
без полного обособления и со значительным упрощением инфраструктуры, тем более, что скорость на этих концевых участках не так критична. Замечу, экономия за счет лишь выхода на поверхность к вопросу ветвления линий отношения не имеет.
Применительно к Петербургу есть две причины, почему этот способ сделать разветвления рациональными не подойдет.
Во-первых, грунты в подавляющем большинстве случаев не позволяют выйти на поверхность там, где надо. В теме про глубину заложения так и не нашлось ни примера аналогичного города, ни аргументов специалистов о преодолимости этой проблемы за разумную цену, поэтому я доверяю людям, которые уже 60 лет реально проектируют и строят наше метро.
Ну и во-вторых,
пока что организация обособления наземных линий у нас оставляет желать лучшего, и надежность движения получается совершенно недопустимо низкой.
Есть еще интересный вариант применения разветвлений: сделать наоборот — слияния линий на концах. Но тогда они не будут кратчайшими, а скорее хордами, выгнутыми от центра, и будут по сути противоречить превалирующему спросу на радиальные поездки из спальных районов в центр. В общем, для идеального метро надо сначала построить идеальный город... для хордового метро, наверно, нужна планировка не кольцами "жилая/промзона/жилая/промзона", а секторами.
kot писал(а):2. Хороша ли ленинградская идея соединить одной линией все жд вокзалы?
Важно, не что одной, а что первой. Идея хорошая, только суть ее не в соединении вокзалов между собой таковых, а в присоединении таких крупных центров притяжения к сети, охвате максимального пассажиропотока на заданной геометрической площади N-ного числа станций первого участка.
kot писал(а):3. Как минимизировать загруженность линий в часы пик в одну сторону?
Если город дан, то пассажиры едут в одну сторону, что с этим можно делать? Накапливать ПС днем у рабочих мест, а ночью — у спальных районов? Это будет классическая проблема парковок. Можно только чуть ускорить обратный поток пустых вагонов, организовав частично-реверсивное движение на множестве путей, но это потребует слишком много путей на каждую линию, и линии получатся экономически рассчитанными на еще более концентрированные потоки, чем советское метро.
Избавиться от направленности потоков же можно только перепланировкой города...
kot писал(а):4. Возникла идея рассмотреть вариант не нескольких радиальных, а нескольких пересекающихся кольцевых линий.
Идея слишком общая, рассказывайте конкретнее.
kot писал(а):Хотя, в целом, основные беды нашего метро кроются, прежде всего, в его недостаточном развитии. Перекраивать парижский метрополитен в голову не приходит - его там столько, что совершенно безразлично, как линии проходят (хотя, даже там кое-где станций явно не хватает).
Количественное развитие к качественной идеальности имеет весьма отдаленное отношение, а перекраивать существующее обычно невыгодно даже при заметной степени неэффективности.
hi Jack! писал(а):Мне кажется, вот такая совмещенка вполне имеет право на существование.
Сэкономить время пересадки за счет усложнения стыковки графиков? Допустимо, если плотность движения далека от максимальной, т.е. пассажиропоток мал и инфраструктура используется не полностью... а это в свою очередь скорее допустимо в более дешевом НОТе, нежели в подземном метро. В метро "золотой серединой" для указанной схемы, ИМХО, была бы кроссплатформенная пересадка.