Обводный станет безводным?
Добавлено: 08 фев 2006, 10:36
Обводный станет безводным?
Через несколько лет на месте канала может появиться супермагистраль
В Петербурге есть несколько глобальных проектов благоустройства, про осуществление которых обычно говорят: «Не в этой жизни». К подобным «прожектам» относится создание на месте Невского и Большого проспекта Петроградской стороны пешеходных зон или вывод промышленных предприятий из центра города. Однако, похоже, одна «стройка века» все-таки будет осуществлена. В Смольном всерьез обсуждают возможность засыпать Обводный канал и построить на его месте скоростную трассу...
Как известно, Обводный канал появился в Петербурге в первой половине XIX века. Он должен был обезопасить столицу от терзавших ее наводнений. Однако практика показала, что как водоотводящий канал он бесполезен. Более того — оказалось, что благодаря своей «конструкции» Обводный стал загрязняться значительно быстрее, чем другие водные артерии города, из-за чего нужно было постоянно вести дноуглубительные работы. До Великой Отечественной войны это худо-бедно делалось, однако после Победы в течение нескольких десятков лет Обводный не видел ни одной дноуглубительной машины. Спохватились власти города только в конце 90-х годов, когда канал настолько обмелел, что его стало можно чуть ли не перейти вброд. По самым скромным подсчетам, только затонувших деревьев на дне Обводного лежит порядка 2000 кубов. И это не считая строительного мусора, металлолома и прочих отходов нашей с вами жизнедеятельности.
В судоходных целях его теперь не используешь: подсчеты показали, что очистка канала до такой степени, чтобы по нему смогли ходить корабли, выльется поистине в астрономическую сумму. А экологи говорят, что своими испарениями Обводный портит атмосферу Петербурга.
Неудивительно, что в городе на Неве уже не раз обсуждалась возможность превращения канала в скоростную автомагистраль. Любопытно, что это был один из немногих пунктов, где между двумя предыдущими градоначальниками Петербурга, Анатолием Собчаком и Владимиром Яковлевым, было полное единство. Первый предлагал засыпать канал еще в 1997 году, а второй поручил «проработать этот вопрос» на совещании по поводу нового Генерального плана развития Петербурга в апреле 2003 года. Однако грянули выборы, и соответствующие бумаги «легли в стол». Откуда их и извлек нынешний глава комитета по транспорту Александр Дацюк, когда по поручению Валентины Матвиенко изучал варианты решения проблемы бесконечных пробок и автомобильных заторов в центре Петербурга. Засыпание Обводного привело бы к тому, что на его месте появилась бы фактически «питерская МКАД» со всеми вытекающими отсюда транспортными преимуществами.
И вот недавно комитет по транспорту представил два сценария будущего Обводного. Первый предусматривает строительство так называемого «третьего этажа» канала (под двумя первыми этажами имеются в виду тоннели и мосты). Пройти этот «этаж» должен над мостами Обводного, что, по мнению транспортников, обеспечит полнокровное функционирование магистрали, и Обводный сможет пропускать в 2 — 3 раза больше машин, чем сегодня. Однако, говорят, в администрации Петербурга этот вариант нравится далеко не всем, так как «третий этаж», мягко говоря, не вписывается в окружающую застройку. Более того — против него якобы высказались специалисты КГИОПа, так как развязки над мостами загородят панораму Александро-Невской лавры.
Второй сценарий предусматривает непосредственную засыпку канала и строительство на его месте высокоскоростной широкополосной трассы со множеством развязок. Это очень выгодно для бюджета, ведь не нужно изыскивать огромные деньги на благоустройство прилегающей территории и расселение близлежащих домов.
Однако можно ли засыпать столь крупную водную артерию без последствий как для окружающих домов (есть мнение, что водоток размоет их фундаменты), так и для будущей трассы? «Современные технологии, когда канал заключают в специальную трубу, позволяют это сделать, — говорит заведующий отделом ВНИИГ имени Веденеева Станислав Сольский. — Однако сначала необходимо взвесить все возможные последствия проекта и провести множество исчерпывающих изысканий, чего, я опасаюсь, сделано не будет. Кроме того, нужно очень качественно вести строительные работы и постоянно осуществлять технический контроль за состоянием трассы, иначе может повториться трагедия на Двинской, когда дом «посадили» на засыпанный канал».
Как нам стало известно, Валентина Матвиенко с энтузиазмом восприняла идею «разобраться» с «пробками» посредством реконструкции Обводного канала. Вот только какой из вариантов она выберет — пока вопрос. Но говорят, что губернатор склоняется к полной ликвидации Обводного — ведь такой «имиджевой» стройкой можно, во-первых, создать себе авторитет «крепкого хозяйственника» среди начальников регионов, а во-вторых, «отметиться» в Москве, где традиционно любят подобные глобальные проекты.
Впрочем, и противников строительства на месте Обводного канала высокоскоростной магистрали также хватает. «Зачем, в таком случае, было «зарывать» миллиарды в возведение КАД и Западного скоростного диаметра? Неужели эти трассы превратятся в гигантский «недострой»? — вопрошают они. Кроме того, как быть со статусом Петербурга как «северной Венеции»? Ведь что ни говори, а ликвидация Обводного ударит по подобному имиджу Петербурга. Как бы то ни было, чем закончится очередная попытка засыпать Обводный канал, мы узнаем уже через несколько недель, когда соответствующий вопрос будет вынесен на заседание правительства города.
Александр Макаренко
МК в Питере №39/76 за 29-09-2004
(с) http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/ci ... 2818.shtml by MegaVolt
Через несколько лет на месте канала может появиться супермагистраль
В Петербурге есть несколько глобальных проектов благоустройства, про осуществление которых обычно говорят: «Не в этой жизни». К подобным «прожектам» относится создание на месте Невского и Большого проспекта Петроградской стороны пешеходных зон или вывод промышленных предприятий из центра города. Однако, похоже, одна «стройка века» все-таки будет осуществлена. В Смольном всерьез обсуждают возможность засыпать Обводный канал и построить на его месте скоростную трассу...
Как известно, Обводный канал появился в Петербурге в первой половине XIX века. Он должен был обезопасить столицу от терзавших ее наводнений. Однако практика показала, что как водоотводящий канал он бесполезен. Более того — оказалось, что благодаря своей «конструкции» Обводный стал загрязняться значительно быстрее, чем другие водные артерии города, из-за чего нужно было постоянно вести дноуглубительные работы. До Великой Отечественной войны это худо-бедно делалось, однако после Победы в течение нескольких десятков лет Обводный не видел ни одной дноуглубительной машины. Спохватились власти города только в конце 90-х годов, когда канал настолько обмелел, что его стало можно чуть ли не перейти вброд. По самым скромным подсчетам, только затонувших деревьев на дне Обводного лежит порядка 2000 кубов. И это не считая строительного мусора, металлолома и прочих отходов нашей с вами жизнедеятельности.
В судоходных целях его теперь не используешь: подсчеты показали, что очистка канала до такой степени, чтобы по нему смогли ходить корабли, выльется поистине в астрономическую сумму. А экологи говорят, что своими испарениями Обводный портит атмосферу Петербурга.
Неудивительно, что в городе на Неве уже не раз обсуждалась возможность превращения канала в скоростную автомагистраль. Любопытно, что это был один из немногих пунктов, где между двумя предыдущими градоначальниками Петербурга, Анатолием Собчаком и Владимиром Яковлевым, было полное единство. Первый предлагал засыпать канал еще в 1997 году, а второй поручил «проработать этот вопрос» на совещании по поводу нового Генерального плана развития Петербурга в апреле 2003 года. Однако грянули выборы, и соответствующие бумаги «легли в стол». Откуда их и извлек нынешний глава комитета по транспорту Александр Дацюк, когда по поручению Валентины Матвиенко изучал варианты решения проблемы бесконечных пробок и автомобильных заторов в центре Петербурга. Засыпание Обводного привело бы к тому, что на его месте появилась бы фактически «питерская МКАД» со всеми вытекающими отсюда транспортными преимуществами.
И вот недавно комитет по транспорту представил два сценария будущего Обводного. Первый предусматривает строительство так называемого «третьего этажа» канала (под двумя первыми этажами имеются в виду тоннели и мосты). Пройти этот «этаж» должен над мостами Обводного, что, по мнению транспортников, обеспечит полнокровное функционирование магистрали, и Обводный сможет пропускать в 2 — 3 раза больше машин, чем сегодня. Однако, говорят, в администрации Петербурга этот вариант нравится далеко не всем, так как «третий этаж», мягко говоря, не вписывается в окружающую застройку. Более того — против него якобы высказались специалисты КГИОПа, так как развязки над мостами загородят панораму Александро-Невской лавры.
Второй сценарий предусматривает непосредственную засыпку канала и строительство на его месте высокоскоростной широкополосной трассы со множеством развязок. Это очень выгодно для бюджета, ведь не нужно изыскивать огромные деньги на благоустройство прилегающей территории и расселение близлежащих домов.
Однако можно ли засыпать столь крупную водную артерию без последствий как для окружающих домов (есть мнение, что водоток размоет их фундаменты), так и для будущей трассы? «Современные технологии, когда канал заключают в специальную трубу, позволяют это сделать, — говорит заведующий отделом ВНИИГ имени Веденеева Станислав Сольский. — Однако сначала необходимо взвесить все возможные последствия проекта и провести множество исчерпывающих изысканий, чего, я опасаюсь, сделано не будет. Кроме того, нужно очень качественно вести строительные работы и постоянно осуществлять технический контроль за состоянием трассы, иначе может повториться трагедия на Двинской, когда дом «посадили» на засыпанный канал».
Как нам стало известно, Валентина Матвиенко с энтузиазмом восприняла идею «разобраться» с «пробками» посредством реконструкции Обводного канала. Вот только какой из вариантов она выберет — пока вопрос. Но говорят, что губернатор склоняется к полной ликвидации Обводного — ведь такой «имиджевой» стройкой можно, во-первых, создать себе авторитет «крепкого хозяйственника» среди начальников регионов, а во-вторых, «отметиться» в Москве, где традиционно любят подобные глобальные проекты.
Впрочем, и противников строительства на месте Обводного канала высокоскоростной магистрали также хватает. «Зачем, в таком случае, было «зарывать» миллиарды в возведение КАД и Западного скоростного диаметра? Неужели эти трассы превратятся в гигантский «недострой»? — вопрошают они. Кроме того, как быть со статусом Петербурга как «северной Венеции»? Ведь что ни говори, а ликвидация Обводного ударит по подобному имиджу Петербурга. Как бы то ни было, чем закончится очередная попытка засыпать Обводный канал, мы узнаем уже через несколько недель, когда соответствующий вопрос будет вынесен на заседание правительства города.
Александр Макаренко
МК в Питере №39/76 за 29-09-2004
(с) http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/ci ... 2818.shtml by MegaVolt