В процессе реализации проекта "ретро-состава" в 2013-2015 гг. я достаточно быстро задумался - помимо ретро-состава есть и другие интересные образцы, как существовавший уже на тот момент берлинский "В-4", так гипотетические экспонаты в лице кузовов типов Г и Д, мотовоз МК2/15. Далее была фантастическая инициатива при создании первого номерного ("голубой смерти"), за что, конечно, уже не стоит сильно ругать некоторых руководителей. Хотя бы за то, что разрешили и не стали мешать.
В 2015 году я подготовил небольшую презентацию со списком вагонов, которые считал необходимо сохранить, а также вариантами где бы можно было разместить площадку. В связи с нулевой реакцией по прошествии 5 лет решил опубликовать и поделиться. Может быть следующему поколению единомышленников удастся продвинуться дальше.
Музей подвижного состава Петербургского метрополитена
Петербургский метрополитен является уникальным транспортным предприятием, услугами которого пользуется свыше 2.5 миллионов пассажиров в день. На протяжение всей своей истории ленинградское метро славилось постоянной работой в области внедрения передовой и новаторской техники, в том числе, нового подвижного состава. В тесном сотрудничестве с метрополитеном создавались более совершенные модели. С 2010 года были начаты работы по воссозданию ценных образцов исторического подвижного состава – к 55-летию ГУП «Петербургский метрополитен» был отреставрирован вагон типа В4, построенный в 1927 году в Германии и эксплуатировавшийся в Москве с 1948 года. С 2014-го года посещение немецкого вагона было включено в экскурсионную программу по электродепо «Автово». В рамках подготовки к празднованию 60-летнего юбилея метрополитена был создан памятный ретро-состав, включивший в себя отреставрированные вагоны типов Е и Ем. Поезд памяти пользуется интересом среди увлеченных жителей и гостей города – раз в неделю он совершает экскурсионные поездки по линиям метро. Учитывая опыт эксплуатации большого количества типов и моделей подвижного состава, высокую общественную заинтересованность и наличие ценных исторических образцов, предлагается выделить перечень вагонов и рельсовой техники для их сохранения, дальнейшей реставрации и перспективного экспонирования на специальной площадке.
Концепция размещения экспонатов, требования к площадке.
Площадка для размещения экспонатов вагонной экспозиции музея метрополитена должна соответствовать различным требованиям, связанных с удобством обслуживания и обеспечения доступности для широких общественных масс.
Предварительно были сформулированы следующие требования:
• Необходимость в крытом помещении для защиты экспонатов от воздействия атмосферных явлений;
• Минимальный размер площадки 100х15 метров (без учета подъездных путей);
• Возможность прохода посетителей без задействования существующих КПП электродепо;
• Возможность подведения подъездного пути от существующих парковых путей метрополитена для возможности транспортировки экспонатов в пределах метрополитенах (например, для проведения ремонтных и восстановительных работ);
• Минимальное количество экспонатов – 8 единиц (вагонов). Предпочтительно – 12 единиц (задел на перспективу).
Идея концепции подразумевает сооружение здания из легких конструкций, напоминающего наземную крытую станцию с 2-мя путями и островной платформой. Особое внимание должно быть уделено освещению: естественному и искусственному. Расстановка вагонов на путях площадки музея должна быть выполнена с соблюдением расстояний для оптимального осмотра экспонатов, возможности произведения их фотосъемки.
ВАРИАНТ 1. Однопролётный зал
ВАРИАНТ 2. Двухпролетный зал. Имитация станции «Дачное»
После появления информации о планах метрополитена по мегастройке на земельном участке рядом со станцией "Парнас" (техшкола и склады НХ) я попробовал ряду руководителей Службы подвижного состава подсказать. что на этапе проектирования сам бог велел предусмотреть в составе технической школы помещение для экспонирования исторических вагонов. Тут все козыри - это и прекрасные натурные экспонаты для изучения будущими машинистами/слесарями и др. специалистами, тут же филиал метромузея, куда можно предусмотреть упрощенный проход со стороны станции "Парнас". Земли море, было где развернуться.
Но...это было бы слишком хорошо, чтобы быть реальностью, зная какие истинные идеалы преследуются. Вот вскоре застроют участок у ТЧ-6 и всё, надежд практически не останется
(вплоть до проектирования нового метродепо, Красносельское уже упущено..).