«Современная архитектура Ленинграда», 1966
Добавлено: 04 май 2009, 18:02
Избранные абзацы из книги (И. А. Бартенев, «Современная архитектура Ленинграда», 1966) с критическим взглядом на станции Ленметрополитена.
За один заход выложить не получится, иллюстрации тоже будут позже.
За один заход выложить не получится, иллюстрации тоже будут позже.
Чудесным подарком ленинградцам был метрополитен. Первый участок первой его очереди вступил в строй 7 ноября 1955 года. Эта линия соединила один из новых районов Ленинграда — Автово — с центром города. Оформление каждой из восьми станций было тематически связано с каким-либо важным явлением или событием в жизни страны. Вслед за первым участком метро вступили в строй и последующие. В настоящее время две трассы большой протяжённости соединяют центр Ленинградас южными и северными районами.
Огромную работу проделали по строительству метро и ленинградские зодчие. От участка к участку, от линии к линии они добивались всё большего лаконизма, экономичности и вместе с тем выразительности архитектуры станций и наземных павильонов.
Юго-запад города
Быстрый рост юго-западной части города потребовал увеличения транспортных связей её с центром города. Вот почему, когда возник вопрос о строительстве в Ленинграде метрополитена, решено было направить первую его линию именно сюда.
В Кировском районе четыре станции метро — «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово» — на проспекте Стачек и недавно вошедшая в строй станция «Дачное» на Трамвайном проспекте.
Проект станции «Нарвская» разработали архитекторы С. Б. Сперанский, А. В. Васильев и Д. С. Гольдгор. Входной купольный павильон расположен рядом с Дворцом культуры имени А. М. Горького. Отсутствие композиционного и стилистического единства между ними нельзя ставить в вину авторам. Мы уже отмечали разновременность и разнохарактерность всех многочисленных сооружений, возникших на Нарвской площади. В любом случае новое здание, построенное здесь, не соответствовало бы по стилю зданиям, построенным на площади раньше.
Перронный зал «Нарвской» оказался, как и в ряде других станций, более удачным, чем наземный павильон. Оформление посвящено трудовым подвигам трудящихся Нарвской заставы — Кировского района. Массивные пилоны перронного зала облицованы светлым мрамором и украшены горельефами. Сочетание белого и красного, позолоченные детали — всё это создаёт впечатление праздничности и торжественности.
Архитектурная композиция станции «Кировский завод» принадлежит архитектору А. К. Андрееву. Перронный зал оформлен в гамме серебристо-серых тонов. Тема художественного убранства — индустриализация СССР — раскрыта в выполненных из анодированного алюминия орнаментальных рельефах с изображениями современных орудий труда, помещённых над пилонами, разделяющими станцию на три параллельные галереи.
Конечная станция «Автово» спроектирована была архитекторами Е. А. Левинсоном и А. А. Грушке. Она расположена недалеко от тех мест, где во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны города. Поэтому оформление этой станции посвящено героической обороне Ленинграда. Сама станция «Автово» — мелкого заложения, поэтому перекрытие перронного зала было сделано плоским. Оно поддерживается двумя рядами колонн, часть которых облицована художественным стеклом. Архитекторы, пожалуй, впервые не только в советской, но и в мировой архитектуре,
использовали в столь больших масштабах этот интересный, но не лёгкий при практическом использовании материал. Недостаточно в художественном отношении мотивировано то, что в облицовке колонн применён наряду со стеклом мрамор. было бы органичнее, если бы все колонны были выполнены из одного материала.
Наряду с белым стеклом в отделке станции использовано тёмно-синее стекло, хрусталь, бронзированные детали. Всё это сообщает интерьеру разнообразие и праздничность. Однако в целом станция производит впечатление переобогащённой. Слишком много введено архитектурных и орнаментальных деталей. Сами детали по своему общему характеру скорее связаны с архитектурой прошлого, чем с архитектурой современной.