Страница 1 из 6

Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 31 май 2009, 17:08
в40
Давно, году в 1991-1992 был очевидцем такого случая. Днём, около 15 часов ехал с "Удельной" в сторону "Купчино". Проехали всего один перегон. На "Пионерской" при отправлении со станции состав никак не мог сняться с тормозов. Машинист мучился минут пять: открывал и закрывал двери вагонов, пытался тронуться с места - ничего не выходило. В конце-концов, высадил всех пассажиров на платформу, объявив, что поезд неисправен. Я как раз ехал в последнем вагоне и после выхода из него, наблюдал, как к "застрявшему" на станции составу сзади подошёл следующий с пассажирами от "Удельной" состав. Причём, задний состав на малой скорости уже практически въехал на станцию: расстояние между "хвостом" неисправного и "головой" заднего составило метра 3-4, не больше. Машинист "застрявшего" поезда пробежал через весь состав в "хвост", и готовился к сцепке с подошедшим ему на выручку. Оба машиниста обменялись несколькими фразами, потом первый что-то ещё сделал в хвостовой кабине...
В общем, сцеплять составы не стали. Первый поезд без пассажиров ушёл в сторону "Чёрной речки", а второй через несколько секунд по-партизански доехал до остановочной рейки первого вагона. Все пассажиры кое-как втиснулись во второй состав (благо, что не было часа "пик") и через пару минут уехали туда, куда им было нужно.
В связи с вышеизложенным, у меня возник вопрос: бывали ли случаи в истории питерского (или другого) метрополитена, когда приходилось убирать с линии неисправный состав, назначая вспомогательный поезд, как в правильном, так и в неправильном направлении. Интерес вызван в первую очередь тем, что в этом случае длина состава становится двукратной. Убрать неисправный поезд в тупик можно только в случае его выталкивания. И то, если длина тупика позволит, - поскольку далеко не все тупики позволяют вместить больше одного состава. Но в инструкции метрополитена сказано, что вспомогательный состав может назначаться как в правильном, так и в неправильном направлениях. В одном случае он будет тянуть, а в другом - толкать неисправный состав.
Если у кого есть информация по этому поводу, пожалуйста расскажите.

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 31 май 2009, 20:43
мЕтрофанушка
11.05.2004 Около 17-30 на перегоне «Царицыно» - «Орехово» произошла авария, в результате люди просидели в вагонах почти два часа. Из-за неисправности тормозной системы, один из составов остановился в тоннеле. Было решено "вытолкать" неисправный состав поездом, следовавшим после неисправного состава. В результате неосторожности машиниста следовавшего сзади состава между поездами произошло столкновение, итогом которого стала поломка практически всех сцепных устройств обеих составов. Только, приблизительно, через два часа на место происшествия прибыл мотовоз, который и растащил составы. Авария, которая устраняется обычно за 10-15 минут, из-за безграмотности машинистов растянулась на два с половиной часа. В результате, оба машиниста и их инструктора были уволены, а также снят с должности начальник депо "Сокол" - Гаранин, которого перевели в УПЦ. Кроме того, в результате аварии пострадал поезд "Народный ополченец" - один из именных поездов Московского метро.

http://www.metroworld.narod.ru/moscow/chronicle.htm

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 31 май 2009, 21:00
в40
мЕтрофанушка
Интересно, а в Питере за всю историю метрополитена нечто подобное происходило или это только теория по поводу вспомогательных поездов? Какое усилие нужно будет прикладывать, для того, чтобы убрать неисправный поезд у которого тормоза зажаты?

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 31 май 2009, 23:49
мЕтрофанушка
Да мне и самому интересно, были ли случаи успешного использования этого алгоритма.

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 03:21
dragster6
Насчет усилия - ну, оно примерно равно замедлению(по номиналу 1,1 м/с2) помноженному на массу состава.

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 09:12
в40
dragster6 писал(а):Насчет усилия - ну, оно примерно равно замедлению(по номиналу 1,1 м/с2) помноженному на массу состава.

Представляете, какое необходимо будет осилить сопротивление, чтобы вытянуть (или вытолкать)неисправный состав, особенно с неотпущенными тормозами? Ведь собственный вес вспомогательного поезда тоже не маленький!
Кстати, как часто с персоналом проводятся подобные тренировки по сцепке-расцепке в условиях ограниченного пространства (в тоннеле, на станции)? Ведь не имея подобного навыка трудно ожидать быстрых и слаженных действий со стороны работников метрополитена. И вообще, когда-нибудь двойные сцепы (даже на тренировках) буксировали по метрополитену?

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 09:22
djtonik
Совсем недавно в Питере был такой случай - при расцепе состава на Гостином Дворе (если мне не изменяет память).

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 09:37
в40
Да, этот случай мне тоже сразу вспомнился, но я имел ввиду конкретно двойные сцепы - по 12 или 16 вагонов (применительно к эксплуатируемой длине составов). Ведь здесь дело будет обстоять совершенно по-другому. Тем более, что для ликвидации "пробки" в тоннеле времени необходимо затратить минимальное. А вот во что это может вылиться в итоге, по-моему никто не знает.
Может быть, кто-то из ветеранов метрополитена сможет что-то интересное рассказать?

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 19:16
Слесарь К/Б
в40 писал(а):бывали ли случаи в истории питерского (или другого) метрополитена, когда приходилось убирать с линии неисправный состав, назначая вспомогательный поезд, как в правильном, так и в неправильном направлении

Конечно бывали. Ссылочки привести не могу, к сожалению. Сами понимаете, метрополитены про аварии распространяться не любят.
Из известных мне лично в ММ: в прошлом году, на сокольнической линии был саморасцеп поезда. Двумя поездами затолкали половинки в депо. Благо, дело было на Комсомольской. Там съезд как раз.
В том же году, при перегонке состава Русич, по замоскворецкой линии из депо Замоскворецкое, после обточки колесных пар, произошло его скатывание вследствии плохой регулировки тормозов. Состав сцепили с вспомогательным номерным и затолкали в Сокол.
в40 писал(а):Какое усилие нужно будет прикладывать, для того, чтобы убрать неисправный поезд у которого тормоза зажаты?

Наверное нехилое усилие. Но только с зажатыми тормозами его толкать никто не будет. Их сначала отпустят. Ситуация, при которой это невозможно, может возникнуть только вследствии механических повреждений рычажно-тормозной передачи. Но чтобы это было на всём составе, это как-то маловероятно.
А вот с заклинившими колесными парами толкают. Предварительно поставив вагон на ложные тележки.

в40 писал(а):Интерес вызван в первую очередь тем, что в этом случае длина состава становится двукратной. Убрать неисправный поезд в тупик можно только в случае его выталкивания. И то, если длина тупика позволит, - поскольку далеко не все тупики позволяют вместить больше одного состава. Но в инструкции метрополитена сказано, что вспомогательный состав может назначаться как в правильном, так и в неправильном направлениях.

Назначая вспомогательный, диспетчер уже должен знать, куда будет убирать неисправный поезд, поэтому вспомогательный назначат в том направлении, в котором он сможет с этой задачей справиться (в зависимости от путевого развития).

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 20:32
Слесарь К/Б
в40 писал(а):И вообще, когда-нибудь двойные сцепы (даже на тренировках) буксировали по метрополитену?

Тренировочные сцепы на линии не проводятся. Только на парковых.

А вообще вспомогательные поезда это не редкость.
Существует положение (кажется, это в ПТЭ есть, не помню точно), по которому, если машинист не может привести состав в движение в течении 15 минут, он ОБЯЗАН запросить вспомогательный.

(Прошу прощения за второе сообщение подряд. Когда отправил, думал что они автоматически склеятся. А теперь уже не могу изменить предыдущее. Кнопка "правка" исчезла).

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 21:10
kemper
Был личным свидетелем. Конец 80-х прошлого века. Москва перегон Ленинский проспект Академическая. Где то середина перегона. Состав с диким ревом и светом из под вагона останавливается. Запах гари. Я в первом вагоне ехал. Короче по связи было понятно что где то хорошо коротнуло. Выбило всю зашиту по всему составу и упала напруга с КР.
Машинист потребовал всем убраться с головного вагона. Боялся пожара. Уж очень воняло. Простояли минут 40. Диспетчерской связи слышно не было но появился в голове машинист-инструктор. Судя по всему машинист бегал по вагонам переговариваясь по пассажир-машинист а инструктор с головы по громкой ему говорил что глянуть. Потом была команда отправиться ему в хвостовой вагон. В голове появились 2-3 жилета. Была команда всем пассажирам сесть и не вставать. Состав ме-едленно двинулся вперед. На Академической наблюдал картину. Состав тянул мотовоз. Чабы депо рядом. Постоянно объявления что в сторону Беляево движение не осушествляется. В центр поезда идут с увеличеным интервалом. Постояв немного у головы понял одно... На Профсоюзной встретят еше 2-3 мотовоза. Там уклон в сторону Н.Черемушек и один не вытенет.

Так что по возможности и крайней необходимости тянут. Состав был Еж или Ем. С круглыми плафонами и "ракушками" на желтых стенах. Помню было достаточно страшно. Мне где то лет 10 и минут 5 в полной темноте. Потом аварийка включилась. При чем в других вагонах свет горел. А еше очень страшно было между вагонами шагать. Наверно после этого меня и заинтересовало метро....

А еше попадал в подобную ситуацию на перегоне ВДНХ-Шербаковская (Ныне Алексеевская). Там состав просто встал в туннеле. По связи было понятно что в 2-х вагонах погорели предохранители. Долго пытались снять напругу с КР. Потом еше оказалось что состав стоит еше на 2-х участках КР. Минут через 20 появился машинист- инструктор. Выгнали всех из тех вагонов (где то в середине состава) и неспеша доехали до Щербаковской. Нас выгнали и состав пошел дальше. Через минуту подошел следующий пустой!!!! В голове было человек 10. Они сказали что простояли на ВДНХ минут 40. Потом по вагонам побежала дежурная. В головном вышел машинист и сказал "Кто никуда не торопится могут выйти из вагона" Народ вышел но некоторые остались. До Проспекта Мира ехали рывками а потом летели на допустимой. Тогда Ем (Еж) погорел а мы пересели на новенький номерной. Это был первый номерной на Оранжевой ветке (который я видал). Оба случая были в течение года.

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 21:19
мЕтрофанушка
Слесарь К/Б писал(а):Из известных мне лично в ММ: в прошлом году, на сокольнической линии был саморасцеп поезда. Двумя поездами затолкали половинки в депо. Благо, дело было на Комсомольской. Там съезд как раз.


Вот в этом месте мне не очень понятно. Вероятно, мой вопрос глуп, но что-то не могу себе это представить.
Поезд саморасцепляется. Соответственно, оторвавшаяся половина оказывается чуть ближе к передней.
Приезжает вспомогательный поезд. Очевидно, что он окажется за обеими половинами, поскольку между ними нет никаких подъездных путей. Он начинает толкать оторвавшуюся половину. И максимум, чего удается добиться, - что оторванная половина наезжает на переднюю. Там можно уже можно сцепить две этих половины.
Так почему же половинки заталкивали в депо _двумя_ поездами? Как это вообще возможно?

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 22:01
mx
Когда у нас в Питере был саморасцеп на третьей линии назначали два вспомогательных поезда. Один кусок утащили в "Невское", второй в "Автово". Назначение вспомогательных нечасто но случается, причём как правило не для рабочих составов, а для рельсового мототранспорта (мотовозы, дрезины...). Там двигатель внутреннего сгорания один и в случае отказа волей-неволей приходится вспомогательный мотовоз вызывать. Состав спокойно может тянуть второй, инструкция на такие случаи есть (и это одна из любимых тем занятий с машинистами). Тормоза на неисправном составе отпустить вполне реально, опять же есть инструкции на все случаи жизни. Ну и напоследок - тренировочные сцепы проводятся каждый будний день на передаточных ветках на определённых маршрутах, где для этого в графике специально выделено окно. Все машинисты время от времени сдают и теорию по движению со вспомогательным и практику на тренировочных сцепах.
P.S. Не бойтесь ездить на метро! Всё уже случалось не раз и давно придумали когда что делать.

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 01 июн 2009, 22:43
James V. Kotov
Слесарь К/Б писал(а):А вот с заклинившими колесными парами толкают. Предварительно поставив вагон на ложные тележки.
Это как? Снизу под вагон их что-ли подсовывают? :shock:

Re: Удаление неисправных составов с линии

Добавлено: 02 июн 2009, 13:34
Слесарь К/Б
kemper писал(а):Приезжает вспомогательный поезд. Очевидно, что он окажется за обеими половинами, поскольку между ними нет никаких подъездных путей. Он начинает толкать оторвавшуюся половину. И максимум, чего удается добиться, - что оторванная половина наезжает на переднюю.

Два поезда приезжают. Один в правильном направлении (позадиидущий), другой в неправильном (впередиидущий). Не обязательно чтобы вспомогательный именно толкал. Он и тянуть может.
В пятнашки играли когда-нибудь? :) Если даже надо протащить сцеп через всю линию, значит протащат. Где-то кого-то уберут в тупики, где-то обернут по промежуточной станции. Где-то пропустят в правильном направлении, где-то в неправильном. Всё зависит от путевого развития и конкретной ситуации.

мЕтрофанушка писал(а):Там можно уже можно сцепить две этих половины.

Нельзя их сцеплять. Если был саморасцеп, значит есть какая-то неисправность. И причину этой неисправности ещё предстоит выяснить в депо при осмотре.

mx писал(а):Назначение вспомогательных нечасто но случается, причём как правило не для рабочих составов, а для рельсового мототранспорта (мотовозы, дрезины...)

Ну не знаю... Может в Питере и нечасто... Часто это сколько случаев в год? ИМХО, три - четыре (по всему метрополитену) это уже частенько. :)

mx писал(а):тренировочные сцепы проводятся каждый будний день на передаточных ветках на определённых маршрутах

У нас только на парковых. Ну, если длины парковых не хватает, задействуют ещё сам съезд в депо.

James V. Kotov писал(а):Это как? Снизу под вагон их что-ли подсовывают?

Ну да.
Обычно, если тупики недалеко, а заклинившая колпара одна, состав туда следует самостоятельно, с ограниченной скоростью. А там уже приезжает бригада ПВС, поддомкрачивают вагон и ставят колпару на специальные тележки. После чего, состав, опять же с ограничением скорости, перегоняют в депо, после окончания движения пассажирских поездов.