Я не застал всего великолепия вагонов, некогда произведенных в моем прекрасном городе. Именно поэтому я так люблю рассматривать старые фотографии на которые случайно попали элементы вагонов или они целиком. любая книга о городе вызывает у меня интерес. Одной из причин является именно возможность увидеть вагоны в реальной обстановке.
Я не могу похвастаться великолепным знанием всех модификаций, которые были произведены на Ленинградском трамвайно-механическом заводе... Я не относился к этому уж так серьезно... Я лишь помню, что каждый парк по-моему в конце 80-х получил собственный цвет. А еще из вагонов стали пропадать кассовые аппараты. Этакие забавные штуковины в которые надо было кидать монетки, а потом отматывать требуемое количество билетов. Я очень любил стоять рядом с кассой и смотреть, как монетки исчезали в чреве синего ящика, когда очередной пассажир отматывал себе билетик, передвигая ленту транспортера под прозрачным колпаком


В 1995 году трамваю в моем городе стукнуло 90 лет. Тогда еще была самая первая стационарная линия трамвая,, которая проходила по Адмиралтейскому проспекту. Так как моя школа находилась рядом, я отчетливо помню вагоны на фоне Зимнего дворца и на Стрелке Васильевского острова. Если сейчас спросить прохожих а знают ли они, где проходил первый трамвай в нашем городе и верите ли вы, что его можно было увидеть с Дворцовой площади, то многие наверное покрутят пальцем у виска.
Так вот именно в этот осенний день я впервые прикоснулся к истории. История предстала передо мной в образе десятка музейных вагонов, заботливо восстановленных энтузиастами. Я впервые смог прокатиться в вагоне, где вместо резиновых ковриков на полу лежали деревянные решетки. Это было непередаваемое ощущение. Прокатится сидя на лакированной скамье по Центру города было великолепно. Я смотрел сквозь капли дождя на стекле, а мимо проносились не просто дома. Мимо проходили эпохи. Пересев на остановке из вагона послевоенной постройки можно было оказаться в вагоне 50-60 годов... И мой взор уже падал не на пустыри, которые остались вечными памятниками разрушенным домам, а восстановленные и просто заново отстроенные, возможно несколько аляповатые строения... Парад трамваев кончился, а вместе с ним закатилась эпоха трамвайного движения в Центре и не только в нем... Еще несколько лет бедняга сопротивлялся и отчаянно отбивался "колбасой" от всевозможных комитетов и глупых чиновников, на которых возложена миссия безопасности движения на наших дорогах... Это его не спасло... Они начал вымирать, а вместе с ним стали затираться покрышками и его следы на асфальте... нет.. их не демонтировали.. их просто "затоптали"...
Город изменился. Ничего не осталось от Центра. От моего Центра... Сегодня на глаза мне попалась фотография сделанная с воздуха. На ней виден Ленинградский Дворец Пионеров и Школьников им. Жданова. Если мне удастся найти фотографию с того же ракурса, но современную, то я обязательно выложу их в здесь. Это день и ночь... Кто украл МОЙ город??
Я очень часто говорю, что люблю свой город и ни на что его не променяю... В последнее время мне кажется, что смогу променять обезображенный пешеходными зонами город на что-то другое... Родину предавать нельзя, но... что здесь от нее осталось?? Разрушенная башня ПВО на доме 1 по Владимирскому проспекту?? Повсюду бессмысленные глаза бутиков и непонятных моему ленинградскому сознанию забегаловок. Из этих "глаз" на меня смотрят "пустые мысли", лениво потягивающие кофе.. Зачем они тАм?? зАчЕм?? Они превращают прекрасный безумный город в больного шизофренией...
Возможно я несколько груб и кто-то из тех кто прочитает эту статью является завсегдатаем этих заведений, очень прошу не принимать это уж очень на свой счет. Даже в безумной голове водятся умные мысли

Ах да.. отвлекся.. я же писал про трамваи. Ну а что еще сказать... Нельзя сейчас испытать то неповторимое ощущение, когда трамвай 6-го парка по маршруту №34 несет тебя из самого Сердца города мимо прекрасный Замков и Садов в тихий Приморский парк победы. Даже рельсов не осталось там, где некогда проходил маршрут.. Печально все это.. радует лишь одно обстоятельство, что память украсть нельзя и передо мной отчетливо прокручивается картинка, как весь мой класс направляется на тридцать четверке "собирать гербарий"... У нас впереди большая жизнь.. мы не думаем о будущем... мы в третьем классе и на груди у каждого октябрятский значок....
Канул в небытие и еще один замечательный элемент трамваев. СОФИТЫ.... как было удобно по двум ярким огонькам в вечернее время определить маршрут трамвая... Цветографическая схема была составлена так, что цвета маршрутов не совпадали в одном месте города и завидев вдали нужное сочетание можно было ускорить шаг и успеть на поздний трамвай... Только отдельные машины теперь имеют такую замечательную вещь, но их все меньше и меньше...
Быть может через 10 лет люди одумаются и вернуть это замечательное существо?? Будет построен красивый, по-настоящему Ленинградский вагон, который будет поражать приезжих удобством и практичностью... В который может сесть каждый и как в старые добрые времена прокатиться по Невскому проспекту... А вагон будет весело распугивать зазевавшихся пешеходов Ленинградским звонком....