Фотографии местности до постройки станций метро
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Фотографии местности до постройки станций метро
Думаю, что такой вопрос вполне уместен на метрофоруме и заслуживает отдельной темы.
В лучших академических традициях начну с "актуальности проблемы". Т.е., проще говоря, зачем это надо.
1. Ну, для начала - это просто интересно. Вполне в человеческой природе задать вопрос: "А что здесь было до того, как..."
2. Такая тема может служить косвенным аргументом в обсуждениях возможного сооружения новых станций метро (особенно - в историческом центре)
3. Ну, и самое главное. Захотелось выяснить, верен ли миф о том, что метрострой - одна из главных угроз исторической застройке города (такой миф время от времени всплывает в СМИ). Особую актуальность принимает этот вопрос в связи с текущей стройкой на Адмиралтейской
Соответственно, главными вопросами темы следует считать:
Какой был характер местности до сооружения вестибюлей? Сооружались ли станционные вестибюли на пустом "пятне" или на месте существующих зданий? В последнем случае - насколько соотносятся новое и старое сооружение? Если имел место снос застройки - связан ли он именно со строительством метро или проводился в целях общей реконструкции?
Не все фото удалось найти (об этом я подробно расскажу позже). Некоторые фото довольно известны (и даже появлялись на форуме), тем не менее всё же решил их здесь продублировать для полносты картины. По отдельным станциям, наоборот, решил воздержаться от размещения фото (если "до-метрошные" фото широко известны, а изменений в местности с постройкой метро был минимум - скажем, Гостиный двор, Спортивная или Московская).
Большинство фотографий взяты мной с Окрестностей Петербурга (там даже была тема, посвящённая рассматриваемому вопросу, но не доведённая до конца: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777 . Особенно много фотографий данной тематики выложили участники с никами Бегемот, Sergey Nazarov и DSROpen). Также довольно большое число фотографий взято с ресурса http://www.citywalls.ru (где размещены участником Наталией). Некоторые - из других мест (постараюсь указать первоисточники, но, как говориться, "если кого забыл - извиняюсь").
Ну, а теперь - вперёд. Станции первых двух очередей КВЛ:
Площадь Ленина-1. Фотография, по-видимому, конца 1920-х годов. Страдалец-Ильич стоит ещё прямо перед старым зданием вокзала. Кстати, приблизительно на его (Ильича, а не вокзала) месте сейчас и расположен вход в метро: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 7&start=40
Более поздняя фотография (1957 год). Ведётся сооружение вестибюля метро, но сооружение нового здания вокзала ещё не начато: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... &start=220
Чернышевская. Фото датировано 1899 годом. Съёмка велась со стороны Кирочной улицы. В левом верхнем углу кадра - нынешний дом по пр.Чернышевского, 18, а ниже его - снесённый дом, на месте которого и расположен вестибюль метро: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Площадь Восстания-1. Старые фото площади хорошо известны, но всё же напомню: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house9772.html
Владимирская. На Эраунде датировано 1938 годом: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house690.html
Пушкинская. На Эраунде датировано 1935 годом: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house1441.html
Технологический институт. Чудесная фотография Буллы. Ныне часто встречается в раскрашенном и ретушированном варианте, но оригинал мне кажется явно лучшим: Отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/788
Более позднее фото (согласон Эраунду - 1949 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Балтийская. Старых фотографий Балтийского вокзала известно много, но левый торец просматривается нечасто. Открытка начала века: Отсюда: http://www.nevsky-prospekt.com/images/s ... rd_012.jpg
Послевоенное фото (датировано 17 июня 1947 года. Точность потрясает, но порядок цифр сомнений не вызывает): Отсюда: http://transphoto.ru/articles/40/?st=30
Нарвская. Фотографий площади Стачек в сети много, да и на форуме они выкладывались. Ограничусь одной - после реконструкции 30-х годов, но всё же, судя по машинам, скорее всего довоенной: Отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/332
По двум оставшимся станциям первой очереди дело хуже. По Кировскому заводу имеется такое фото: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177 Однако же, сориентироваться по этой фотографии мне пока не удалось. Вообще, судя по всему, какая-то застройка в районе вестибюля станции ранее существовала, однако же, вероятно, на "пятно" вестибюля не заходила. Однако фотоподтверждений пока что нет.
Автово. Характер местности можно оценить по такому фото: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Арка располагалась, грубо говоря, в районе нынешнего путепровода по пр. Стачек. Крайний правый дом - пр. Стачек, 94, у его левого торца ныне и располагается вестибюль метро.
В лучших академических традициях начну с "актуальности проблемы". Т.е., проще говоря, зачем это надо.
1. Ну, для начала - это просто интересно. Вполне в человеческой природе задать вопрос: "А что здесь было до того, как..."
2. Такая тема может служить косвенным аргументом в обсуждениях возможного сооружения новых станций метро (особенно - в историческом центре)
3. Ну, и самое главное. Захотелось выяснить, верен ли миф о том, что метрострой - одна из главных угроз исторической застройке города (такой миф время от времени всплывает в СМИ). Особую актуальность принимает этот вопрос в связи с текущей стройкой на Адмиралтейской
Соответственно, главными вопросами темы следует считать:
Какой был характер местности до сооружения вестибюлей? Сооружались ли станционные вестибюли на пустом "пятне" или на месте существующих зданий? В последнем случае - насколько соотносятся новое и старое сооружение? Если имел место снос застройки - связан ли он именно со строительством метро или проводился в целях общей реконструкции?
Не все фото удалось найти (об этом я подробно расскажу позже). Некоторые фото довольно известны (и даже появлялись на форуме), тем не менее всё же решил их здесь продублировать для полносты картины. По отдельным станциям, наоборот, решил воздержаться от размещения фото (если "до-метрошные" фото широко известны, а изменений в местности с постройкой метро был минимум - скажем, Гостиный двор, Спортивная или Московская).
Большинство фотографий взяты мной с Окрестностей Петербурга (там даже была тема, посвящённая рассматриваемому вопросу, но не доведённая до конца: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777 . Особенно много фотографий данной тематики выложили участники с никами Бегемот, Sergey Nazarov и DSROpen). Также довольно большое число фотографий взято с ресурса http://www.citywalls.ru (где размещены участником Наталией). Некоторые - из других мест (постараюсь указать первоисточники, но, как говориться, "если кого забыл - извиняюсь").
Ну, а теперь - вперёд. Станции первых двух очередей КВЛ:
Площадь Ленина-1. Фотография, по-видимому, конца 1920-х годов. Страдалец-Ильич стоит ещё прямо перед старым зданием вокзала. Кстати, приблизительно на его (Ильича, а не вокзала) месте сейчас и расположен вход в метро: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 7&start=40
Более поздняя фотография (1957 год). Ведётся сооружение вестибюля метро, но сооружение нового здания вокзала ещё не начато: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... &start=220
Чернышевская. Фото датировано 1899 годом. Съёмка велась со стороны Кирочной улицы. В левом верхнем углу кадра - нынешний дом по пр.Чернышевского, 18, а ниже его - снесённый дом, на месте которого и расположен вестибюль метро: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Площадь Восстания-1. Старые фото площади хорошо известны, но всё же напомню: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house9772.html
Владимирская. На Эраунде датировано 1938 годом: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house690.html
Пушкинская. На Эраунде датировано 1935 годом: Отсюда: http://www.citywalls.ru/house1441.html
Технологический институт. Чудесная фотография Буллы. Ныне часто встречается в раскрашенном и ретушированном варианте, но оригинал мне кажется явно лучшим: Отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/788
Более позднее фото (согласон Эраунду - 1949 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Балтийская. Старых фотографий Балтийского вокзала известно много, но левый торец просматривается нечасто. Открытка начала века: Отсюда: http://www.nevsky-prospekt.com/images/s ... rd_012.jpg
Послевоенное фото (датировано 17 июня 1947 года. Точность потрясает, но порядок цифр сомнений не вызывает): Отсюда: http://transphoto.ru/articles/40/?st=30
Нарвская. Фотографий площади Стачек в сети много, да и на форуме они выкладывались. Ограничусь одной - после реконструкции 30-х годов, но всё же, судя по машинам, скорее всего довоенной: Отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/332
По двум оставшимся станциям первой очереди дело хуже. По Кировскому заводу имеется такое фото: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177 Однако же, сориентироваться по этой фотографии мне пока не удалось. Вообще, судя по всему, какая-то застройка в районе вестибюля станции ранее существовала, однако же, вероятно, на "пятно" вестибюля не заходила. Однако фотоподтверждений пока что нет.
Автово. Характер местности можно оценить по такому фото: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Арка располагалась, грубо говоря, в районе нынешнего путепровода по пр. Стачек. Крайний правый дом - пр. Стачек, 94, у его левого торца ныне и располагается вестибюль метро.
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
По другим станциям в центре города.
Сенная площадь и Садовая. Старые фото неплохо известны. Ограничусь единственной: Недавно приходилось читать информацию, что метрополитеновцы вовсе не настаивали на сносе церкви. Более того, видел макет площади (кажется, работы Баранова), где церковь и вестибюль метро спокойно уживались. Но увы - что-то сейчас найти не могу...
Невский проспект-2. Фотографии также неплохо известны, а изменений в доме немного. Выложу одну фотографию, которая на нашем форуме, кажется, ещё не появлялась (1911 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Невский проспект-1. Здесь изменений в местности немного по определению, а "до-метрошных" фото перекрёстка, напротив, очень много. Выкладываемое фото характерно нечастым ракурсом (просматривается портик и Перинные ряды): Попрошу не обращать внимания на НЛО-подобные объекты в верху фото - это фото я обнаружил в выпускном альбоме бабки, закончившей дорожный факультет ЛИСИ в 1955-м, так что это просто остатки от рамок
Петроградская. Здесь ситуация достаточно запутанная. По многочисленным источникам, на месте Дома Мод располагались два дома - 37а и 37б по Каменноостровскому. По другим же источникам дом 37б идентичен нынешнему дому 39. Действительно, судя по старым фото, они весьма похожи, но мелких отличий много. Отсюда: http://baza.vgd.ru/18/74761
С домом 37а всё более понятно. Снесён он был в 1952 году, а выглядел вот так: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_80100
Вот его же вид "в интерьере проспекта" (взято оттуда же):
Вот фотография военного времени: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... a&start=20
И, наконец, фотография 60-х (уже размещалась на нашем форуме). Метро уже действует, Дом Мод же ещё не построен:
Василеостровская. Недавно кидал эти фотографии в соседнюю тему ("Старые фотографии"), так что позволю себе не комментировать
Площадь Александра Невского. Фото здания на месте гостиницы "Москва" (если точнее, перед ним, ближе к центру площади): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Площадь Александра Невского-2. К сожалению, Чернорецкий переулок просматривается не полностью. И всё же: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Лиговский проспект. Здесь, по многочисленным источникам, на месте метро ранее располагалось аж четыре дома. Некоторое представление даёт это фото (1942 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_80100
Достоевская. История, многим памятная... Отсюда: http://www.citywalls.ru/house2248.html
Наконец, ещё одно фото (1933 год). Не совсем уверен, но, кажется, сейчас здесь располагается Чкаловская:
Сенная площадь и Садовая. Старые фото неплохо известны. Ограничусь единственной: Недавно приходилось читать информацию, что метрополитеновцы вовсе не настаивали на сносе церкви. Более того, видел макет площади (кажется, работы Баранова), где церковь и вестибюль метро спокойно уживались. Но увы - что-то сейчас найти не могу...
Невский проспект-2. Фотографии также неплохо известны, а изменений в доме немного. Выложу одну фотографию, которая на нашем форуме, кажется, ещё не появлялась (1911 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 77e069e777
Невский проспект-1. Здесь изменений в местности немного по определению, а "до-метрошных" фото перекрёстка, напротив, очень много. Выкладываемое фото характерно нечастым ракурсом (просматривается портик и Перинные ряды): Попрошу не обращать внимания на НЛО-подобные объекты в верху фото - это фото я обнаружил в выпускном альбоме бабки, закончившей дорожный факультет ЛИСИ в 1955-м, так что это просто остатки от рамок
Петроградская. Здесь ситуация достаточно запутанная. По многочисленным источникам, на месте Дома Мод располагались два дома - 37а и 37б по Каменноостровскому. По другим же источникам дом 37б идентичен нынешнему дому 39. Действительно, судя по старым фото, они весьма похожи, но мелких отличий много. Отсюда: http://baza.vgd.ru/18/74761
С домом 37а всё более понятно. Снесён он был в 1952 году, а выглядел вот так: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_80100
Вот его же вид "в интерьере проспекта" (взято оттуда же):
Вот фотография военного времени: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... a&start=20
И, наконец, фотография 60-х (уже размещалась на нашем форуме). Метро уже действует, Дом Мод же ещё не построен:
Василеостровская. Недавно кидал эти фотографии в соседнюю тему ("Старые фотографии"), так что позволю себе не комментировать
Площадь Александра Невского. Фото здания на месте гостиницы "Москва" (если точнее, перед ним, ближе к центру площади): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Площадь Александра Невского-2. К сожалению, Чернорецкий переулок просматривается не полностью. И всё же: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Лиговский проспект. Здесь, по многочисленным источникам, на месте метро ранее располагалось аж четыре дома. Некоторое представление даёт это фото (1942 год): Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_80100
Достоевская. История, многим памятная... Отсюда: http://www.citywalls.ru/house2248.html
Наконец, ещё одно фото (1933 год). Не совсем уверен, но, кажется, сейчас здесь располагается Чкаловская:
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- misha
- Гуру
- Сообщения: 660
- Зарегистрирован: 22 июн 2004, 10:53
- Станция метро: Рыбацкое
- Откуда: Ленинград
- Контактная информация:
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Огромное спасибо за подборку!
про Петроградскую:
в подборку стоит добавить общеизвестные фотографию строительства ПлАН (1) и Красногвардейской (Новочеркасской).
про Петроградскую:
точно ли? то есть вход только из подземного перехода, ибо назменые двери закрыты забором.Till писал(а):Метро уже действует
в подборку стоит добавить общеизвестные фотографию строительства ПлАН (1) и Красногвардейской (Новочеркасской).
«Советский Ленинград» https://t.me/sovietleningrad
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Погодите, ещё не всё.
Что же касается станций за пределами центра - то здесь, как правило, с фотоматериалами хуже (равно как и предшествующая появлению метро застройка района обычно не так любопытна). Но кое-что всё же есть.
Парк Победы. Было ли что-то на "пятне" вестибюля до войны - неясно. Вот послевоенная фотография (из книги "Ленинград" серии "Архитектура городов СССР" 1953 года выпуска):
Ещё фотография с другого ракурса, видимо, чуть-чуть более поздняя (указан 1955 год): Отсюда: http://transphoto.ru/articles/65/?st=480
Ломоносовская. Фото 60-х годов (кинотеатр "Спутник" был построен в 1960-м, остатки церкви, вопреки многочисленным утверждениям, были снесены не в 1938-м, а почти непосредственно перед строительством метро, хотя на территорию строительства и не попадали) Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_53022
Ленинский проспект. Станция строится: Отсюда: http://dachnoe.nm.ru/history/old_02.jpg
Выборгский радиус. Площадь Мужества. Фото около 1965 года. На переднем плане местоположение будущего вестибюля станции, на заднем - дома по ул. Хлопина (иными словами, камера направлена на северо-восток): Фото из архива Михаила Пилипко, взято отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... &start=240
Более позднее фото (1973 год). Снято с угла Политехнической ул. и ул. Шателена. Уже в наличии отсутствующая на предыдущем фото телефонная станция, но вестибюля метро ещё нет: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_44934
Академическая. К сожалению, только обзорная фотография района (ориентировочно между 1964 и 1969 годом). На переднем плане - пр. Науки, на котором подготовлены к укладке трамвайные рельсы, Гражданский же виден плохо. Местоположение вестибюля станции можно опознать по котельной, находившейся на её месте - её высокая труба просматривается на правом краю фото. Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Гражданский проспект. Метро уже строится, но общее представление о характере местности фотография даёт: Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1553
Наконец, на этом фото, согласно Эраунду, изображена станция Девяткино образца 1948 года: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 7&start=40
Приморская. Фото из газеты 1976 года: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... a&start=20
Более позднее фото. Строительство НХ Приморской:
Петроградский радиус. Фото местоположения Пионерской на нашем форуме уже выкладывалось (здесь: viewtopic.php?f=27&t=3693)
Две фотографии с Проспекта Просвещения. Первая - 1984 года, снято с пр. Просвещения, впереди - перекрёсток с пр. Энгельса: Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1553
Вторая - 1988 года, вестибюль станции почти достроен. Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... c&start=15
Фотографии Заневской площади до появления Новочеркасской не слишком интересны (как и в других случаях, когда станция выводилась в подземный переход). Всё же дам одну:
Проспект Большевиков. В Контакте нашёл такую фотографию (на переднем плане - универсам Невский на пр. Большевиков,6, вперёд уходит пр. Большевиков, вдали - его пересечение с ул. Коллонтай): Отсюда: http://vkontakte.ru/photo-32849_149634591
Из недавнего прошлого. Фотографии с места нынешнего строительства Обводного канала достаточно популярны, в том числе и на нашем форуме, но всё же напомню:
Наконец, в завершении обзора замечательная фотография (отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/958 ):
Это фото (датировка которого следует из него самого) примечательна многим. Во-первых, такую картину мог часто видеть живший неподалёку ленинградский паренёк Дима Медведев, в то время, когда он и не предполагал, что станет Президентом России. Во-вторых, несколько позже этот пейзаж, вероятно, неоднократно лицезрел г-н Тоник, как известно, живущий также неподалёку. Ну, а в-третьих, сейчас все мы ждём появления в этом месте Международной!
Что же касается станций за пределами центра - то здесь, как правило, с фотоматериалами хуже (равно как и предшествующая появлению метро застройка района обычно не так любопытна). Но кое-что всё же есть.
Парк Победы. Было ли что-то на "пятне" вестибюля до войны - неясно. Вот послевоенная фотография (из книги "Ленинград" серии "Архитектура городов СССР" 1953 года выпуска):
Ещё фотография с другого ракурса, видимо, чуть-чуть более поздняя (указан 1955 год): Отсюда: http://transphoto.ru/articles/65/?st=480
Ломоносовская. Фото 60-х годов (кинотеатр "Спутник" был построен в 1960-м, остатки церкви, вопреки многочисленным утверждениям, были снесены не в 1938-м, а почти непосредственно перед строительством метро, хотя на территорию строительства и не попадали) Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_53022
Ленинский проспект. Станция строится: Отсюда: http://dachnoe.nm.ru/history/old_02.jpg
Выборгский радиус. Площадь Мужества. Фото около 1965 года. На переднем плане местоположение будущего вестибюля станции, на заднем - дома по ул. Хлопина (иными словами, камера направлена на северо-восток): Фото из архива Михаила Пилипко, взято отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... &start=240
Более позднее фото (1973 год). Снято с угла Политехнической ул. и ул. Шателена. Уже в наличии отсутствующая на предыдущем фото телефонная станция, но вестибюля метро ещё нет: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... #msg_44934
Академическая. К сожалению, только обзорная фотография района (ориентировочно между 1964 и 1969 годом). На переднем плане - пр. Науки, на котором подготовлены к укладке трамвайные рельсы, Гражданский же виден плохо. Местоположение вестибюля станции можно опознать по котельной, находившейся на её месте - её высокая труба просматривается на правом краю фото. Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177
Гражданский проспект. Метро уже строится, но общее представление о характере местности фотография даёт: Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1553
Наконец, на этом фото, согласно Эраунду, изображена станция Девяткино образца 1948 года: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 7&start=40
Приморская. Фото из газеты 1976 года: Отсюда: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... a&start=20
Более позднее фото. Строительство НХ Приморской:
Петроградский радиус. Фото местоположения Пионерской на нашем форуме уже выкладывалось (здесь: viewtopic.php?f=27&t=3693)
Две фотографии с Проспекта Просвещения. Первая - 1984 года, снято с пр. Просвещения, впереди - перекрёсток с пр. Энгельса: Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1553
Вторая - 1988 года, вестибюль станции почти достроен. Отсюда: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... c&start=15
Фотографии Заневской площади до появления Новочеркасской не слишком интересны (как и в других случаях, когда станция выводилась в подземный переход). Всё же дам одну:
Проспект Большевиков. В Контакте нашёл такую фотографию (на переднем плане - универсам Невский на пр. Большевиков,6, вперёд уходит пр. Большевиков, вдали - его пересечение с ул. Коллонтай): Отсюда: http://vkontakte.ru/photo-32849_149634591
Из недавнего прошлого. Фотографии с места нынешнего строительства Обводного канала достаточно популярны, в том числе и на нашем форуме, но всё же напомню:
Наконец, в завершении обзора замечательная фотография (отсюда: http://www.oldsp.ru/photo/view/958 ):
Это фото (датировка которого следует из него самого) примечательна многим. Во-первых, такую картину мог часто видеть живший неподалёку ленинградский паренёк Дима Медведев, в то время, когда он и не предполагал, что станет Президентом России. Во-вторых, несколько позже этот пейзаж, вероятно, неоднократно лицезрел г-н Тоник, как известно, живущий также неподалёку. Ну, а в-третьих, сейчас все мы ждём появления в этом месте Международной!
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- слон
- Сообщения: 840
- Зарегистрирован: 08 апр 2005, 17:53
- id ВКонтакте: 0
- last_fm: MetroFan
- Откуда: Восстания, Ал.Невского, Чернышевская
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
отличная подборка. больше сказать нечего.
единственное, ты мне кажется как то неверно интерпретировал информацию по "Петроградской", в частности по д.37б.
ибо это и есть нынешний д.39, только "достроенный" (в 47 - 50 г.г. как и указано по ссылке)
единственное, ты мне кажется как то неверно интерпретировал информацию по "Петроградской", в частности по д.37б.
ибо это и есть нынешний д.39, только "достроенный" (в 47 - 50 г.г. как и указано по ссылке)
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
misha писал(а):про Петроградскую:
Till писал(а):
Метро уже действует
точно ли? то есть вход только из подземного перехода, ибо назменые двери закрыты забором.
Вроде бы, в теме про Петроградскую писали, что по воспоминаниям старожилов именно так и было (т.е. вначале вход был только из перехода). К тому же на сооружении уже установлен знак метро (большая "М"), а тогда, вроде бы, такими вещами не слишком швырялись понапрасну.
misha писал(а):в подборку стоит добавить общеизвестные фотографию строительства ПлАН (1) и Красногвардейской (Новочеркасской).
В принципе, возможно, но будет ли это вписываться в формат темы? Я не очень хорошо помню фото с ПлАНа, но на Новочеркасской, кажется, окружающая застройка не слишком просматривается. Смысл же темы - именно в застройке до появления метро. Что же касается тех случаев, когда мне приходилось давать фотографии уже во время сооружения метро - так просто не нашлось более подходящих фото.
слон писал(а):единственное, ты мне кажется как то неверно интерпретировал информацию по "Петроградской", в частности по д.37б.
В том-то и дело, что в отношении информации разные источники противоречат друг другу! В одних говориться, что старый 37б - и есть нынешний 39, в других столь же уверенно говориться, что 37б и 39 - два совершенно различных дома. Но в целом второй вариант мне представляется более сомнительным (ибо мимо факта существования двух почти одинаковых домов работы одного и того же архитектора, явно находящихся в ансамбле друг с другом, пройти было бы трудно). Но есть вот какая закавыка: в некоторых источниках встречается информация, что 37а снесён в 1952 году, а 37б - непосредственно перед войной. Если считать, что 37б и есть нынешний 39 - то что же снесли перед войной?
Теперь о том, что хотелось бы найти.
КВЛ. Всё-таки, очень хотелось бы увидеть "дометрошное" фото нынешнего местоположения вестибюля Кировского завода. Также любопытны фотографии по Выборгской и Лесной (думаю, теоретически можно надеяться их найти) и более подробная фотография местоположения Академической. Проспект Ветеранов, КМК, в этом отношении гораздо менее интересен. Кроме того, отсутствуют фотографии с мест вторых выходов Площади Восстания и Площади Ленина (последний особенно любопытен).
МПЛ. Без Парнаса и Купчино, думаю, переживём, к тому же шансы найти их (в эпоху, предшествующую стройке метро) минимальны. Очень интересны "дометрошные" фотографии Фрунзенской, Московских ворот и Электросилы - думаю, что всё же они где-то должны быть. Относительно Звёздной вероятность значительно меньше (только если любительские фотки аборигенов), да и интерес, вероятно, она представляет меньший. По центральной части можно надеяться найти фотку дома Энгельгардта во время работ по сооружению вестибюля Невский-2. Также любопытна фотография с нынешнего места Горьковской. Что же до Петроградского радиуса - то едва ли в фотографиях Черной речки, Удельной и Озерков можно надеяться найти что-то неординарное. Но в целом всё же интересно.
НВЛ. Невероятно, но факт - мне так и не удалось обнаружить никаких следов фото дома на углу Невского и Марата до сооружения Маяковской. Все окрестные дома есть - а этого нет. Между тем, фотография этого дома была бы весьма важна в спорах о возможности точного воссоздания дома после строительства метро. Что же до Невского радиуса - любопытно было бы найти "дометрошное" фото Елизаровской. Пролетарская, Обухово и Рыбацкое в этом ключе любопытны гораздо менее.
ПЛЛ. Лиговский проспект и ПлАН-2 желательно всё же найти на фотографиях более подробного обзора, хоть это и представляется трудноватым. Ладожская же и Дыбенко интересны постольку-поскольку.
ФПЛ. Удивительной является труднодоступность фотографий с места Старой Деревни. Уж фотографий жд станций и конечных пунктов НОТа обычно больше чем достаточно... но пока ничего не нашёл. Также очень интересно было бы взглянуть на фото местоположения Крестовского острова. Что же до южной части линии - на фото Волковской надеяться трудно, а вот на фото Звенигородской вполне возможно.
Ещё одна сторона вопроса. Большой интерес представляют фотографии тех вестибюлей метро, над которыми впоследствии ыбли возведены дома (Площадь Мужества, Приморская, Достоевская). Но это уже, мне кажется, логичнее копать в рамках другой темы.
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- misha
- Гуру
- Сообщения: 660
- Зарегистрирован: 22 июн 2004, 10:53
- Станция метро: Рыбацкое
- Откуда: Ленинград
- Контактная информация:
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
с "ненужностью" фотографии строительства Красногвардейской соглашусь. чуть-чуть больше видно на фотографии строительства ПлАН-1, о которой я говорил. вот она, с форума же: download/file.php?id=11676&mode=view
а Маяковскую я тоже в свое время искал и не нашел.
а Маяковскую я тоже в свое время искал и не нашел.
«Советский Ленинград» https://t.me/sovietleningrad
-
- Сообщения: 4407
- Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
- id ВКонтакте: 3852797
- Станция метро: Кировский Завод
- Telegram: densok92
- Контактная информация:
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
По поводу Кировского завода:
точно знаю, что ДК им. Газа к моменту строительства вестибюля уже был - это постройка 30х годов. Больше никакой толковой информации по данному месту нет, поэтому рискну предположить, что никаких других капитальных сооружений (не считая, конечно, сам Кировский Завод) около вестибюля и на его месте не было.
До 50-60х район Кировский Завод- Автово вообще по большей части представлял собой пустырь, имелись немногочисленные дома 30х годов постройки.
Хотя при этом в районе еще с 19 века проживали рабочие Путиловского-Кировского завода... Скорее всего имелось огромное количество деревянных и каменных одно-двухэтажных домов. Остатки их сейчас можно наблюдать на территории Кировского рынка, а еще рядом с ним - в глубине квартала Стачек - Васи Алексеева - Говорова - Возрождения - длинное одноэтажное здание, которое сейчас заброшено и горело за последние несколько месяцев не один раз.
точно знаю, что ДК им. Газа к моменту строительства вестибюля уже был - это постройка 30х годов. Больше никакой толковой информации по данному месту нет, поэтому рискну предположить, что никаких других капитальных сооружений (не считая, конечно, сам Кировский Завод) около вестибюля и на его месте не было.
До 50-60х район Кировский Завод- Автово вообще по большей части представлял собой пустырь, имелись немногочисленные дома 30х годов постройки.
Хотя при этом в районе еще с 19 века проживали рабочие Путиловского-Кировского завода... Скорее всего имелось огромное количество деревянных и каменных одно-двухэтажных домов. Остатки их сейчас можно наблюдать на территории Кировского рынка, а еще рядом с ним - в глубине квартала Стачек - Васи Алексеева - Говорова - Возрождения - длинное одноэтажное здание, которое сейчас заброшено и горело за последние несколько месяцев не один раз.
Последний раз редактировалось Den.S 11 мар 2010, 17:29, всего редактировалось 1 раз.
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Этому вопросу также посвящена тема на Эраунде: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... f4937cb177 . Оказывается, не всё так просто... однако искомых фотографий (кроме той, что я уже закинул в тему) там также нет.
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- Vladimir91
- Сообщения: 2126
- Зарегистрирован: 18 май 2009, 14:44
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Гражданский Проспект
- Откуда: СПб
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Till, по поводу Академической не очень ясно. Вы говорите, что нынешний вестибюль находится в правой части фото, где труба. Мне кажется, Гражданский проспект на фото вообще не виден (он внизу), соответственно вестибюль должен находиться в левой части снимка. Пятиэтажные дома на заднем плане , как я понял - это за улицей Обручевых
- andreev
- Сообщения: 2857
- Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Проспект Славы
- Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
многие фото видел до этого, но подборка супер.
а что за купол на стройке? вроде как копер должен же стоять, или я не прав?
Till писал(а):Гражданский проспект. Метро уже строится, но общее представление о характере местности фотография даёт: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1553Отсюда:
а что за купол на стройке? вроде как копер должен же стоять, или я не прав?
How could you be so blind?
- 4uTep
- Сообщения: 210
- Зарегистрирован: 25 авг 2006, 21:42
- Откуда: Санкт-Петербург, м. Парк Победы
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Примерное представление о том, что находилось на месте вестибюлей метро можно составить по немецкой аэрофотосъемке 1942 года: http://sasgis.by.ru/
Московская площадь до открытия метро: http://transphoto.ru/photo/273305/
Достоевская перед строительством ТЦ: http://transphoto.ru/photo/254682/
Парк Победы до начала строительства метро: http://transphoto.ru/photo/278193
Московская площадь до открытия метро: http://transphoto.ru/photo/273305/
Достоевская перед строительством ТЦ: http://transphoto.ru/photo/254682/
Парк Победы до начала строительства метро: http://transphoto.ru/photo/278193
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Vladimir91, не совсем так. Пятиэтажные дома действительно в районе ул. Обручевых, но из-за множества "пустот" на местах нынешней застройки ощущение пространства смазывается. Автобус на снимке едет приблизительно напротив нынешней "Пятёрочки" и "Детского мира", а легковая машина - чуть ближе к перекрёстку с Гражданским, в районе окончания здания киноцентра. Снимок сделан с дома на ул. Софьи Ковалевской. Некоторые подробности по поводу этого снимка Вы можете узнать, если перейдёте по ссылке, которую я привёл. Также там Вы можете посмотреть панораму этого места, сделанную из нескольких аналогичных снимков - и всё встанет на свои места.
andreev, я предполагаю, что купол - часть конструкций вестибюля. Разве нет?
andreev, я предполагаю, что купол - часть конструкций вестибюля. Разве нет?
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
- Vladimir91
- Сообщения: 2126
- Зарегистрирован: 18 май 2009, 14:44
- id ВКонтакте: 0
- Станция метро: Гражданский Проспект
- Откуда: СПб
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Теперь всё стало понятно. Меня ещё смутила высоковольтная опора - эта могла быть опора лаборатории высоких напряжений (она до сих пор там стоит), а могла относиться и к ЛЭП на ул. Вавиловых. Но теперь ясно, что это первое.
- Till
- Сообщения: 2050
- Зарегистрирован: 02 янв 2005, 16:54
- id ВКонтакте: 1235384
- Станция метро: Академическая
- Откуда: Ленинград
Re: Фотографии местности до постройки станций метро
Ну что же, теперь попробуем перейти от коллекционирования старых фото к аналитике, ради которой я и создавал эту тему. Итак, можно с большой долей уверенности утверждать, что сооружение метро в периферийных районах никак не влияло на их застройку. Вестибюли возводились или на месте, пустом исторически (скажем, Гражданский проспект, Приморская, Проспект Большевиков, Пионерская), или на месте уж действительно малосущественных сооружений (Академическая). В тех же случаях, когда район имел достаточно богатую историю (скажем, Ломоносовская или Площадь Мужества), историческая застройка чаще всего оказывалась срезана под ноль задолго до прихода метро в эти края, так что её утрата никак не может быть связана с метро. Впрочем, не настаиваю на стопроцентной верности своего суждения и с радостью приму критику.
Теперь рассмотрим центральные участки метро. Границы предлагаю следующие: Площадь Ленина - Балтийская, Петроградская - Фрунзенская, Василеостровская - ПлАН, Достоевская - ПлАН, Крестовский остров - Обводный канал. Получается 29 объектов (с учётом Адмиралтейской, а также вторых выходов на Пл.Ленина, Пл.Восстания и Невском пр., но без учёта второго выхода на ТИ - ибо там он выведен в тот же вестибюль).
Во-первых, сразу же исключаем из рассмотрения станции, выведенные в подземные переходы: Невский-1 (сооружение станции, правда, сопровождалось сносами, но сейчас справедливость восторжествовала - всё восстановлено), Садовая, Спортивная.
Во-вторых, исключим вестибюли, построенные на имевшихся лакунах: Балтийская, Горьковская, Гостиный двор, Чкаловская. Кажется, сюда же можно отнести Фрунзенскую, Крестовский остров и Звенигородскую (не уверен). Возможно, сюда же относится и Пл.Ленина-2, и ПлАН-2 (также не уверен).
В-третьих, исключим станции, сооружённые в пустотах, образовавшихся при реконструкции, вызванной внешними (не метрополитеновскими) причинами. Грань тут несколько условна, но всё же с большой долей достоверности можно отнести сюда Пл.Ленина-1, Пл.Восстания-2, Петроградскую и ПлАН-1.
Наконец, станции, при строительстве которых имели место сносы зданий. Выделим в отдельную группу Невский-2 и Маяковскую, где старый облик зданий был максимально полно восстановлен.
Остаются следующие станции: Чернышевская, Пл.Восстания-1, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт, Сенная площадь, Василеостровская, Достоевская, Лиговский проспект, Обводный канал. Здесь явно выделяются сносы церквей (Чернышевская, Пл.Восстания, Сенная пл.). Думаю, здесь всё же прежде всего были идеологические причины, в которых метрострой вряд ли виноват (церкви сносились по всему городу, даже в тех районах, куда метро и до сих пор не пришло).
Что же касается остальных семи станций, то здесь никуда не денешься от фактов: сносы здесь произошли целиком по нужде метрополитена (другой вопрос, что на "главную угрозу городской застройке" это никак не тянет, не те масштабы, но я сейчас не об этом). Сравнивать существующие постройки с бывшими - дело неблагодарное, тут уж надо как минимум быть спецом в архитектуре, а я себя к ним никак не отношу. Но замечу лишь, что:
-Дом на месте Технологического института по своей малоэтажности не слишком вписываелся в столь ответственное место. Думаю, даже если б сюда не пришло метро, всё равно его ждала бы как минимум надстройка.
-Аналогично с домом на месте Василеостровской. Здесь место менее ответственное, но всё же общая линия Среднего проспекта в таком ключе, вероятно, вызывала бы вопросы
-Аналогично и с пресловутым кинотеатром Север. Ничепго не имею против этого здания, оно было весьма милое, но, увы - это было не его место...
-Наконец, что касается дома на месте Достоевской - то, как известно, первоначальный проект предполагал следование старому облику здания. Но увы - уже наступила эпоха, когда "деньги решают всё"...
И напоследок замечу вот что. Большинство сносов пришлось на первую очередь пуска, некоторые - на 60-е. В 70-80-х годах сносов не было (это вполне естественно, в те годы метро не сооружалось в центре. Но речь сейчас не о том). Затем два сноса на рубеже 80-90-х - и снова затишье, не считая Обводного канала, с которым всё же ситуация небесспорна с архитектурной точки зрения (да и центр это слегка сомнительный). Меж тем, в центре города лакун остаётся всё меньше. Любое дальнейшее строительство метро в центре практически наверняка не обойдётся без сносов. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что теперешняя ситуация с вестибюлем Адмиралтейской послужит "пробным камнем" на кредит доверия к метрострою. Если обещания будут выполнены, и дом будет восстановлен в близком к старому варианте - доверие возрастёт необычайно. Если же по каким-то причинам этого не произойдёт - придётся смириться с тем, что любая попытка строительства метро в районах сложившейся застройки будет приводить к дополнительным сложностям ещё и в этом отношении. А последствия этого могут быть не такие лёгкие, как могло бы показаться...
Теперь рассмотрим центральные участки метро. Границы предлагаю следующие: Площадь Ленина - Балтийская, Петроградская - Фрунзенская, Василеостровская - ПлАН, Достоевская - ПлАН, Крестовский остров - Обводный канал. Получается 29 объектов (с учётом Адмиралтейской, а также вторых выходов на Пл.Ленина, Пл.Восстания и Невском пр., но без учёта второго выхода на ТИ - ибо там он выведен в тот же вестибюль).
Во-первых, сразу же исключаем из рассмотрения станции, выведенные в подземные переходы: Невский-1 (сооружение станции, правда, сопровождалось сносами, но сейчас справедливость восторжествовала - всё восстановлено), Садовая, Спортивная.
Во-вторых, исключим вестибюли, построенные на имевшихся лакунах: Балтийская, Горьковская, Гостиный двор, Чкаловская. Кажется, сюда же можно отнести Фрунзенскую, Крестовский остров и Звенигородскую (не уверен). Возможно, сюда же относится и Пл.Ленина-2, и ПлАН-2 (также не уверен).
В-третьих, исключим станции, сооружённые в пустотах, образовавшихся при реконструкции, вызванной внешними (не метрополитеновскими) причинами. Грань тут несколько условна, но всё же с большой долей достоверности можно отнести сюда Пл.Ленина-1, Пл.Восстания-2, Петроградскую и ПлАН-1.
Наконец, станции, при строительстве которых имели место сносы зданий. Выделим в отдельную группу Невский-2 и Маяковскую, где старый облик зданий был максимально полно восстановлен.
Остаются следующие станции: Чернышевская, Пл.Восстания-1, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт, Сенная площадь, Василеостровская, Достоевская, Лиговский проспект, Обводный канал. Здесь явно выделяются сносы церквей (Чернышевская, Пл.Восстания, Сенная пл.). Думаю, здесь всё же прежде всего были идеологические причины, в которых метрострой вряд ли виноват (церкви сносились по всему городу, даже в тех районах, куда метро и до сих пор не пришло).
Что же касается остальных семи станций, то здесь никуда не денешься от фактов: сносы здесь произошли целиком по нужде метрополитена (другой вопрос, что на "главную угрозу городской застройке" это никак не тянет, не те масштабы, но я сейчас не об этом). Сравнивать существующие постройки с бывшими - дело неблагодарное, тут уж надо как минимум быть спецом в архитектуре, а я себя к ним никак не отношу. Но замечу лишь, что:
-Дом на месте Технологического института по своей малоэтажности не слишком вписываелся в столь ответственное место. Думаю, даже если б сюда не пришло метро, всё равно его ждала бы как минимум надстройка.
-Аналогично с домом на месте Василеостровской. Здесь место менее ответственное, но всё же общая линия Среднего проспекта в таком ключе, вероятно, вызывала бы вопросы
-Аналогично и с пресловутым кинотеатром Север. Ничепго не имею против этого здания, оно было весьма милое, но, увы - это было не его место...
-Наконец, что касается дома на месте Достоевской - то, как известно, первоначальный проект предполагал следование старому облику здания. Но увы - уже наступила эпоха, когда "деньги решают всё"...
И напоследок замечу вот что. Большинство сносов пришлось на первую очередь пуска, некоторые - на 60-е. В 70-80-х годах сносов не было (это вполне естественно, в те годы метро не сооружалось в центре. Но речь сейчас не о том). Затем два сноса на рубеже 80-90-х - и снова затишье, не считая Обводного канала, с которым всё же ситуация небесспорна с архитектурной точки зрения (да и центр это слегка сомнительный). Меж тем, в центре города лакун остаётся всё меньше. Любое дальнейшее строительство метро в центре практически наверняка не обойдётся без сносов. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что теперешняя ситуация с вестибюлем Адмиралтейской послужит "пробным камнем" на кредит доверия к метрострою. Если обещания будут выполнены, и дом будет восстановлен в близком к старому варианте - доверие возрастёт необычайно. Если же по каким-то причинам этого не произойдёт - придётся смириться с тем, что любая попытка строительства метро в районах сложившейся застройки будет приводить к дополнительным сложностям ещё и в этом отношении. А последствия этого могут быть не такие лёгкие, как могло бы показаться...
Осторожно, двери закрываются!.. Следующая станция... О! А вот и она!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!
В ранней юности моей мечтой было увидеть ленинградское метро с восемью линиями. Сейчас моя мечта - увидеть петербургское метро без НИПа и рекламы. Как меняются времена!